Костанайцы поют. В дУше, на кухне, в караоке. А потом идут к преподавателям по вокалу. Эта тенденция не удивляет Викторию БАСОВУ. Пение – это разновидность медитации и встреча с собой, которой не нужно бояться, уверена педагог, открывшая частные курсы вокала.
Разговорить Карину
В среду у Виктории плановое занятие с девятилетней Кариной Сабировой. Девочка старательно держит микрофон двумя руками и распевается пускай медленно, но уверенно. И даже это – успех, ведь Карина носит слуховой аппарат. К Виктории она пришла, чтобы научиться плавности речи. Девочка родилась с нарушением слуха, пять лет назад ей поставили кохлеарный имплантат, а два года назад, с помощью благотворительного проекта «Жизнь на ладони», у нее появился слуховой аппарат. Научившись слышать, теперь ей нужно научиться говорить.
– Разговорить ребенка, который первые четыре года жизни не говорил вообще – задача непростая, – делится мама Карины Ольга Мороз. – А музыка – это такая же часть слухоречевой реабилитации, как и другие наши занятия. И даже сурдопедагоги из Алматы, которые дистанционно наблюдают нас, говорят, что прогресс виден сразу. Как говорит Карина, все «на пять с тремя плюсами».
Виктория рассказывает, что поначалу речь у Карины была очень скачкообразной. Резкие переходы от низких звуков в высокие всего в одном слове делали работу достаточно непростой. Однако сейчас Карина научилась держать ноту, слышать ритм. Что не умеют даже многие взрослые. Отправили видео на фестиваль «Мелодии жизни» в Москву, где собираются дети с нарушением слуха, а также на фестиваль 10-летия кохлеарных имплантов в Казахстане, который пройдет в Алматы. Пока ответа не получили. Но говорят, что даже сам факт того, что им есть что показать – огромный шаг вперед.
Диапазон Стинга
– Научиться петь – это как сесть на шпагат, – говорит Виктория. – У одного человека получается лучше, другой – пока только тренируется, чтобы сделать это, но рано или поздно все равно сможет. Да, есть природные данные. Диапазон – это возможность петь низкую и высокую ноты. Это больше физиологическая особенность. Хотя и ее можно развить. А вот глубина звука развивается за счет того, что человек не боится раскрыться и встретиться с самим собой. И когда он искренен в этом, то это завораживает слушателей. Например, у Стинга достаточно небольшой диапазон, но каждый из нас знает его песни, заслушиваемся. Потому что они дотрагиваются до души. Такое пение не требует большого диапазона, а только лишь развития, тренировки, смелости...
Что такое смелость, Виктория знает не понаслышке. Ее должно быть у человека достаточно, чтобы после десяти лет успешной работы директором по работе с персоналом уйти в пение, которое всегда занимало место хобби. Пела на школьной сцене, в студенчестве даже в музыкальной группе...
– Я ушла в сферу, в которой чувствую себя более естественно, – объясняет Виктория. – Мне хочется показать, что запеть может абсолютно любой. В любом возрасте и с любыми исходными данными. Посмотрите на Карину, она доказывает, что преград нет. Просто многие думают, что пение – это другая полярность, в которой мне, поющему лишь под нос, никогда не раскрыться. Тогда как это естественная потребность человека.
– И к вам приходят уже взрослые люди, желающие открыть в себе голос?
– Приходят те, кто говорит: «У меня на кухне так хорошо получается и мне нравится, а когда беру в руки микрофон, то всё. Ступор». Просто, когда мы разговариваем, то слышим свой привычный голос, а при пении открывается какой-то другой, который нас пугает. И это знакомство с собой, оно подчас даже сложнее, чем представить этот голос другим.
– То есть желание петь – это желание познакомиться с собой?
– Это сродни духовной практике. Хотя мы и привыкли, что медитация – это что-то релаксирующее. Но пение и к релаксу имеет отношение. Оно может усилить сильные эмоции, а при перевозбужденном состоянии релаксирующая музыка может успокоить внутренние эмоциональные колебания. Люди ведь пели всегда. Знаю женщину, у которой прекрасный голос. Она любит иногда спеть песню, потому что выросла в деревне, где не было электричества. По вечерам отец брал в руки баян, и вся семья пела песни. Думаю, каждому нужно хотя бы попробовать. Глядишь, и понравится.