В прошедшие выходные Эммануэль Макрон, набравший 66,10% избирательских голосов, официально вступил в должность президента Франции. Чего ждать мировому сообществу от самого молодого со времен Наполеона французского президента?
На эту тему рассуждает политолог Ислам КУРАЕВ из Алматы.
– Ислам, во втором туре Макрон набрал в два раза больше голосов, чем его оппонентка Марин Ле Пен. Ожидаемый результат?
– Довольно-таки предсказуемый. В нем нет ничего феноменального. Мнение складывалось иное лишь на просторах СНГ, где доминируют российские СМИ. Причина понятна – российские банки поддерживали Ле Пен и хотели ее победы. Во Франции же возобладал здравый смысл. Народ пока еще не готов к таким радикальным методам, которые предлагала Ле Пен. Для определенных слоев общества взгляды представительницы «Национального фронта» чужды.
– Российские политологи, между тем, говорят, что для России легче было бы находить общий язык с Ле Пен. Как в дальнейшем могут складываться российско-французские отношения?
– На мой взгляд, Ле Пен дружила бы с Кремлем до последнего транша погашения своего долга по предвыборной программе. Потом в двухсторонних отношениях между странами наступил бы страшный сон. Сегодня нельзя предсказать даже позицию Макрона, так как политические интересы меняются в соответствии с какими-то выгодами. Сейчас стали часто употреблять такое выражение, как «эффект Трампа», то есть предвыборная речь и действия после избрания никак не соприкасаются. Соответственно, есть повод предполагать, что отношения между Россией и Францией можно наладить, но пока каждая из сторон не готова идти на встречу друг другу. Отметим, что Франсуа Олланд был все же слабым управленцем. В случае с Макроном стоит иметь в виду, что он молодой и харизматичный и, наверно, захочет оставить след в истории, а значит, возможны неожиданные действия, и потепление отношений с Россией совсем исключить нельзя.
почти на 25 лет.
– Вы говорите, что Олланд был слабым управленцем. Кроме того, известно, что Макрон, работавший под его началом, спустя время откололся от команды. Как говорят некоторые, чтобы не портить себе карьеру сотрудничеством с непопулярным президентом. Если подводить черту под правлением Олланда, то какую Францию он оставляет новому президенту? Можно ли говорить о том, что Макрону придётся исправлять ошибки своего предшественника?
– Быть лояльным и многовекторным уже не получится. Новому президенту придется выбирать, либо его страна и народ, либо поддержание международного имиджа. Если рассматривать первый вариант развития событий, то это значит отказаться от безоговорочной поддержки политики США и НАТО, а это сильно ударит по авторитету Макрона, и он подвергнется критике со стороны союзников. Если изберет второй вариант, то может стать вторым Олландом, не способным отстаивать интересы своего народа. Но опять-таки в случае с Макроном есть один момент – на него оказывает сильное влияние его жена Бриджит, значит, позиция нового президента будет неоднозначна. Но то, что он будет решителен, в этом не стоит сомневаться.
– Естественно, многих волнует вопрос мигрантов. Изменит ли Франция свою миграционную политику?
– На повестке дня стоит вопрос мультикультурализма. Просто взять и закрыть глаза на происходящее невозможно. Эмигрантов становится все больше. Страна не резиновая, так же, как и ее бюджет, а недовольство граждан растет с каждым днем. Соответственно, придется решать эти вопросы. Иначе про второй срок Макрону можно забыть. Толерантность и миролюбие – это хорошо, но данная ситуация обязывает держать курс на создание институтов решения возникшей проблемы. Помнится, была одна международная конференция, в которой я участвовал. Она проходила в институте Сорбонна-Казахстан, и представительница именно Франции приезжала изучить опыт Ассамблеи народа Казахстана, принципы ее работы. На тот момент в этой стране по поручению правительства изучали всевозможные институты по регулированию этнических и религиозных вопросов. И это говорит о том, что механизм запущен, то есть сегодня разрабатываются разные модели по решению вопросов эмигрантов.
– В этом году новые президенты избраны в США и Франции. Грядут выборы в Германии, хотя считается, что альтернативы Меркель нет. В следующем году в России тоже будут президентские выборы. Лидеры мировых держав меняются. А вот насколько может измениться общемировая политическая ситуация?
– Скорее всего, политические силы распределятся таким же образом, что и раньше. Просто усилится борьба между мировыми державами. Возможно, будут более жесткие противоречия. Соответственно, кто-то будет поступаться своими интересами, кто-то чувствовать себя более комфортно. Пока имеются страны, где идет война, мировые державы именно там будут выяснять свои отношения.