Предприниматель, теперь уже бывший, рассказывает о том, как в один момент разрушилось его собственное дело.
ОАО «Лидские автобусы» с торговой маркой «Неман».
Горько благодарен
Ильяс Самуратов – банкрот. По инициативе налоговой службы и по решению суда. В его бывшем предприятии – ТОО «Агролестехника» – хозяйничает управляющий-ликвидатор. По словам Ильяса Атымтаевича, в распоряжении конкурсного управляющего всего ничего: 100 тысяч тенге уставного фонда и кассовый аппарат. На другой стороне весов те, кому предприятие должно порядка 900 тысяч тенге – неоплаченные налоги и долг по судебному решению в 18,5 миллиона тенге.
К налоговой службе у Самуратова претензий нет. Он ей горько благодарен за то, что одним ударом разрубила узел и переложила решение проблемы, над которой он бился два года, на ликвидатора ТОО. Мужчина стал хотя бы выездным. Это дало возможность работать и кормить семью.
Автобус раздора
ТОО «Агролестехника» в Казахстане было эксклюзивным дилером белорусской фирмы ОАО «Лидские автобусы» с торговой маркой «Неман». Марка эта – основной вид продукции завода, который использует немецкие дизельные двигатели, считающиеся надежными. Самуратов говорит, что занимался поставкой в Казахстан и другой техники, сельскохозяйственной. Но «сожгли» его бизнес именно из-за пассажирского автобуса. И добавляет: «Хорошо, хоть не расстреляли…»
Все, что поставлял, было под заказ. Поэтому постоянной прибыли не было. Зато сначала пришлось вложиться в рекламную кампанию. На одной из выставок автобус «Неман» приглядела индивидуальный предприниматель из Степногорска. Ей была нужна еще одна машина, чтобы участвовать в тендере на междугородние пассажирские перевозки. Ударили по рукам и «Неман», за 17 миллионов тенге, начал ходить на Астану. Однако через несколько месяцев произошло ЧП: двигатель не завелся.
Поскольку это случилось в срок действия гарантии, в Степногорск приехала обслуживающая компания, заменила детали, и двигатель заработал. Но через неделю вновь встал. Владелица автобуса подала иск в Костанайский экономический суд. У Ильяса Самуратова появилась «головная боль».
По его мнению, топливная система автобуса выходила из строя только потому, что машина работала на дизельном топливе не того класса, который требовался для немецких двигателей. Но в топливе, используемом в Степногорске, посторонних примесей не нашли. Вот только, по словам Самуратова, «Неман» соответствует экоклассу Евро-3, а используемое топливо – Евро-1.
– Меня даже судья спрашивала, зачем мы поставляем технику, если у нас нет такого топлива. Но ведь ниже в Казахстан поставлять запрещено.
Самуратов проиграл суд, решение повергло его в шок: следовало вернуть без малого 18,5 миллиона (полная стоимость автобуса плюс затраты на представителя, экспертизы и пошлину). При этом о возврате ему автобуса речи не шло!
– Я бы мог продать этот автобус, или вернуть на завод-изготовитель, и найти средства для исполнения решения суда.
– А что говорит по этому поводу предприниматель из Степногорска?
– Отдашь деньги – отдам автобус. Но где гарантия? Ведь суд не обязал ее это сделать.
Он обжаловал вердикт, и даже почти выиграл. Апелляционная коллегия облсуда отменила решение, установив, что доказательств, свидетельствующих о заводском браке, нет. Однако вскоре уже вступившее в законную силу решение отменила кассационная коллегия. По сути, вернув предыдущий вариант.
Хотя жалко
Судебный исполнитель арестовал счет ТОО «Агролестехника», установил запрет на выезд Самуратова за пределы Казахстана. На него даже, говорит, пытались завести уголовное дело за неисполнение решения суда. Как дилер зарубежного завода, казахстанский предприниматель оказался полностью «вырубленным». Налоги платить было нечем, а они росли.
– Лучше не зарабатывать таких денег, чем заработать такую проблему.
– Но теперь-то вы человек свободный, можете снова заниматься бизнесом.
– Отбили желание. Сейчас я просто представитель белорусского завода, сижу на зарплате. Хотя жалко. Были такие планы! Включая сборку автобусов здесь, в Костанае. Так что, может, не только мой бизнес, но и возможный завод убили...