Костанайский ветеран труда Нина ШЕПЕЛЕВА о днях Великой Отечественной войны может рассказывать бесконечно. Слишком крепко отложились события тех лет в её памяти, когда она была маленькой девочкой...
Нина Антоновна с первых секунд встречи расположила к себе позитивным настроем. На просьбы фотокора «КН» – так положить руки, а вот так опустить голову – отвечала добрыми шутками. А ведь у нее нелегкая судьба.
Родилась Нина Антоновна на Украине, в Днепропетровской области, Синельниковском районе. Когда началась война, ей было всего семь лет.
– Никогда не забуду, как по большим рупорам объявили о начале войны, – рассказывает женщина. – Сказали, что всем военнообязанным нужно срочно явиться к военкоматам. Вой стоял по всей округе. Мужики собирали сумки, а ведь с собой даже взять было нечего... Ушел на войну и мой отец. Провожали всей семьей, помню, взрослые плакали. Вернулся папа с осколком в голове. Так и прожил с ним всю оставшуюся жизнь.
Когда мужчины с района ушли на фронт, весь тяжелый труд лег на плечи стариков, женщин и детей. А работу, которую приходилось выполнять нашей героине, когда ей было всего семь лет, сейчас не каждый взрослый осилит.
– Я была единственным ребенком в семье, и мама брала меня с собой в степь. Поясняла: «Чтобы ты не осталась без меня, а я без тебя», – рассказывает Нина Антоновна. – Техники не было, поэтому всё приходилось делать вручную. Мы, дети, помогали взрослым во всём – сажали картошку, пололи и многое другое.
Но особо отложился в памяти женщины один момент – во время оккупации всем жителям села фашисты велели надеть лучшую одежду и выстроиться в три линейки для фотографии. А после съемки людей повели на расстрел. Но уже на краю обрыва фотограф неожиданно сказал на ломаном русском: «Воюют Гитлер и Сталин, а у нас тоже есть матери, жены и дети. Идите, куда хотите, только назад не возвращайтесь, иначе нас расстреляют». Тогда Нина вместе с матерью месяц прятались в соседнем совхозе.
– Мне не известна судьба того немецкого солдата, – огорчается ветеран. – Быть может, кто-то из офицеров узнал, что он помог нам спастись… Но надеюсь, что нет. Он, хоть и в немецкой форме, был человеком.
Она помнит тот радостный майский день, когда в окно заглядывали люди и кричали: «Война закончилась!»
– Я была еще дитем, но тоже плакала от счастья. Детство, опаленное войной, не просто слова, в них для меня заложен глубокий смысл.
Нине Антоновне было двадцать лет, когда она приехала из Украины в Казахстан поднимать целину. Ее стаж работы – 35 лет, 5 месяцев и 3 дня. Она награждена медалью «Ветеран труда», юбилейной медалью к 70-летию Победы. При этом считает, что в ее работе в тылу не было ничего особенного. Хоть и была она малолеткой. Тогда время было такое. Время, когда дети взрослели не по годам быстро...