В Костанайской области стартовал проект «Ресурсный центр поддержки семьи». Его цель: укрепить институт семьи, который переживает кризис в современном обществе. Об этом говорили в Мендыкаринском районе на встрече психологов с педагогами и госслужащими.
Реальность
Институт семьи в мире сегодня трещит по швам. К такому выводу пришли европейские психологи еще в 2013 году на международной конференции по этой проблеме. И даже поставили диагноз: «стадия прогрессирующего вымирания». К сожалению, проблемы Европы нас тоже коснулись. Стоит лишь обратиться к цифрам. Например, в Мендыкаринском районе в 2016 году было зарегистрировано 87 браков, разводов – 75. На 16 мая 2017 года число браков – 31, в то время как развалились 38 семей. Причем на первом месте среди причин распада ячейки общества – пьянство одного из супругов. И если в советское время по этой причине любящие когда-то люди расставались в половине случаев, то сегодня в четырех из каждых пяти. На втором месте – неумение договариваться и уступать друг другу, несогласие с распределением ролей в семье, на третьем – неблагоприятные бытовые и жилищные условия.
В последнее время в районе наметилась тенденция процедуры установления отцовства. Это связано с тем, что многие пары живут в так называемом гражданском браке, который не предполагает ответственности ни за любимого человека (если он таковым является), ни за детей.
– Для чего создается семья? – вопрошает председатель областного Совета матерей, профессор кафедры психологии и педагогики КГУ им. А.Байтурсынова Лилия Саркисян. – Это важный вопрос, учитывая, что в последнее время усиливается движение чайлдфри – осознанный отказ от деторождения. Молодые люди идут на хирургические операции, чтобы жить в свое удовольствие, для себя. Долг всегда тяжело нести. Я пришла к такому выводу: человек вступает в брак на крыльях любви, ему хочется счастья и благоденствия на всю оставшуюся жизнь. У него сформированы определенные ценности – жена, дети… Однако реальность оказывается иной. И многие семьи сегодня напоминают поле сражений личностей, нацеленных на карьеру, или основываются на расчете, как в бухгалтерии, ты – мне, я – тебе. Если женщины осознают роль мужа и отца в семье и пересмотрят свое к нему отношение, многое может измениться. Но и мужчинам тоже стоит отойти от домостроевских представлений.
Возьмемся за руки
Организаторы проекта – Ассоциация практикующих психологов, Ассамблея народа Казахстана и Советы матерей – уверены, что ситуацию можно изменить к лучшему. И в этом может помочь школа.
– По детям все же видно. Сегодня врачи регистрируют детские депрессии, психосоматические заболевания, – говорит Лилия Саркисян. – Ребенок может пережить трудности, если рядом будут любящие родители. И здесь важно – школа, постарайся меня услышать! – учителям настроиться на партнерские отношения. Почему? Потому что мы, педагоги, имеем психологическую и педагогическую подготовку. Нас учили работать с семьей. И как сейчас показал опыт, плохо учили. Старые приемы и методы не работают.
Известный российский профессор и педагог Давид Фельдштейн пару лет назад писал, что в обществе нарастает отчужденность взрослых от мира детства и это представляет опасность для всей воспитательной системы. Да, партнерство – непростой способ организации отношений школы и родителей. Но только таким образом сегодня можно создать условия для эффективного взаимодействия.
Областной Совет матерей провел недавно исследования, и оказалось, что только каждый пятый родитель тесно общается со школой. Большинство – мирно сосуществуют.
А вот ответы на вопрос, что родители ценят в учебном заведении, как под копирку. Главное – доброжелательная обстановка в школе и хорошее отношение учителей к ребенку. Потом уже идут профессионализм педагога и возможность открыто обсуждать проблемы с учителями. Это значит, что для родителей межличностное общение является бОльшей ценностью и что им не хватает полноценного диалога со школой. Хочется быть услышанными.
– Вы, учителя, не любите родителей, которые критикуют вас. А вы их должны беречь, – советовала мендыкаринским педагогам на выездном семинаре-трениге Лилия Саркисян. – Потому что эти родители за своих детей переживают. А вы становитесь в позу: «Научитесь разговаривать – потом приходите». Такие слова отчуждают мам и пап. Измените лексику взаимодействия. Не «они» – родители, а «мы». Лучше предложите им дело, объединяющее всех. Например, почему не создать хор мам, учителей и школьников? Трудных детей не бывает, бывает недостаточно профессионализма.
А знаете, сколько времени общаются сегодня родители с детьми? 15-17 минут в день. Именно столько указывают в своих анкетах дети. И чаще всего это команды, наставления: покушай, умойся, сделай уроки. Никто по душам не разговаривает. Никто не объясняет, что такое хорошо, что такое плохо. Психологи советуют педагогам рассказывать родителям о чем можно говорить с детьми. Учить мам укреплять авторитет отца.
Мама, папа, я
Сегодня нарушены законы мироустройства. Традиционная модель семьи: дом – это мир женщины, мир – это дом мужчины. А теперь мужчина по разным причинам сдвигается с пьедестала. Брошенные женщины мстят бывшим мужьям при помощи детей, запрещают с ними общаться. Мамам надо объяснять роль мужчины и отца в семье. Ведь женщина – великая воспитательница мужчины, но ныне на это ей тратить время не хочется. А если жена не успевает из-за работы что-то сделать по дому, муж может ей помочь. Чтобы женщина почувствовала вашу любовь и заботу. Любовь – это умение отдавать, это поступки. Семья – это любовь, терпение и прощение. Начните хотя бы с малого, советует Лилия Саркисян, начните говорить «мы».
Нужно сделать все, чтобы отцовство научились уважать, считают психологи. И пока в обществе не поднимем социальный статус отца, мы не сумеем решить главные вопросы воспитания гармоничного человека и обновления общественного сознания. Оно будем ущербным. В этом деле могут помочь Советы отцов. Но, увы, они есть не везде. Это не юридическое объединение мужчин, которые помогают детям в неполных семьях. Мальчик должен видеть модель мужского поведения.
К примеру, Узункольский Совет отцов скоро отметит десятилетие своей успешной работы. Ведь столько мальчиков, по словам председателя совета Владимира Янина, получили наставников, столько ребят перестали быть «трудными». Подтянули учебу, нашли занятие по душе и обрели цель в жизни.
Радует, что встреча костанайских психологов в Боровской средней школе с учителями и родителями стала не очередной формальной галочкой, а ступенькой к решению проблемы. По словам заместителя акима Мендыкаринского района Калыбека Жугинисова, в скором времени здесь тоже заработает Совет отцов, будут трудиться медиаторы и психологи.