В 70-80-х годах прошлого века имя Алевтины Кузьминой гремело на всю страну. Простая доярка из совхоза «Краснопартизанский» Костанайской области одна из немногих женщин в нашей области смогла стать не только кавалером трех орденов Ленина, лауреатом Государственной премии Казахской ССР, но и получить самое высокое в мирной жизни звание - Героя Социалистического Труда.
Ни одно важное мероприятия в районе, области, да что там говорить - стране, не обходилось без участия нашей знаменитой землячки - она была делегатом XXVI, XXVII съездов КПСС, депутатом двух созывов Верховного Совета КазССР. Доярка из «Краснопартизанского» надаивала на одну фуражную корову до 6000 литров молока в год. Ее имя ставили в пример молодежи, по ее методике работали целые бригады доярок.
Однако изменилось время, появились другие герои, и Кузьмина ушла в тень. И хотя она по-прежнему частый гость на многих городских и областных мероприятиях, ее имя мало что скажет новому поколению. Как и чем живет сегодня известная в прошлом труженица, как сложилась ее жизнь после «испытания славой»?
...Уютная двухкомнатная квартира в девятиэтажке по проспекту Абая в Костанае. Светлые, просторные комнаты. Распахнутая лоджия и стерильная чистота везде. Здесь уже 15 лет живет Алевтина Ивановна. Живет одна, но не затворницей. Только накануне нашей встречи она ездила погостить к подруге в Костанайский район, на днях собиралась в гости к другой приятельнице.
- Так сложилась жизнь, что живу одна, муж Анатолий Николаевич умер рано, ему еще и сорока не исполнилось, - посетовала она. - Детей у нас с ним не было. Видимо, по натуре я однолюб. Сколько раз замуж меня звали, и даже в Германию хотел увезти один поклонник, но я так и не решилась. Тут могила мужа, к этим местам я привыкла. А там… Как там на чужбине все сложилось бы - неизвестно. Здесь у меня много друзей, подруг, я в курсе всех новостей, поэтому себя одинокой и оторванной от жизни не чувствую.
Род у Кузьминой простой, крестьянский: мать была дояркой, отец тоже работал в колхозе. Родословной особо в семье не интересовались, но чувствовали: есть в них стержень, который, видимо, от предков достался. Сестра, братья разбрелись по свету, устроились в жизни неплохо - живут кто в Москве, кто в Санкт-Петербурге, кто в Рыбинске. А вот Алевтина Ивановна как доила с детства вместе с матерью коров, так и осталась при этом деле, и добилась, как известно, своим трудом больших высот. Но главное – родня друг с другом связи не теряет.
- Не тянет вас обратно в село, Алевтина Ивановна?
- Если бы жизнь в моем поселке была такая же, как раньше, я бы, наверное, не задумываясь, вернулась обратно. Но сейчас приезжаю к подругам или на могилу мужа и вижу, что это уже совсем не тот поселок. Опустело село как-то, раньше детей было много, движение на улицах, а сейчас - все знакомые разъехались, пусто как-то стало... А мне снятся сны про село - все я в них коров дою, то одной недосчитываюсь, то другую ищу... Видно, никуда это время от меня не ушло. Так и хочется подоить корову, руки сами просятся. Но говорят, сейчас на фермах все механизировано, все по-другому стало. Это хорошо, может, сейчас дояркам хоть облегчение какое-то пришло, а то ведь очень трудно нам было физически...
- А какое событие в жизни вам особенно запомнилось?
- Мне не событие, мне год запомнился, который стал для меня переломным - 1981-й. Я и сейчас часто вспоминаю тот год - счастье и горе рядом шли. И как это все удалось мне тогда пережить, не знаю. XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза проходил в Москве с 23 февраля по 3 марта 1981 года. Когда я ехала в Москву, мне казалось, что счастливей меня нет на свете человека - все у меня было замечательно и на работе, и в семье. Мои коровы стали давать высокие надои, от таких результатов и радости кружится голова, рядом красавец-муж! Но жизнь - она переменчивая. Если бы знать, что тебя впереди ждет... 1 августа того же года трагически погиб мой отец. Мы с мужем проводили его в последний путь, всего-то считанные дни прошли, и умер мой единственный и любимый муж Анатолий. Такого страшного года больше в моей жизни не было. Наверное, Всевышний одному человеку все сразу - богатство, любовь, славу, материальное благополучие, детей - не дает...
- Говорят, что от грустных мыслей отвлекает смена обстановки. Вы, наверное, могли позволить себе путешествовать, бывать в разных странах мира?
- Нет, ни в одной зарубежной стране мне так и не довелось побывать. Хотя все Черноморское побережье, Крым, еще до перестройки, я объездила. Тогда ведь путевки за хорошие показатели в работе давали бесплатно, да и за проезд я не платила. Материально я, конечно, хорошо жила, и родным помогала, и на книжку деньги откладывала. Но в 90-х годах все мои сбережения в банке резко обесценились, можно сказать, от них ничего не осталось. Хотя могла бы не одну квартиру себе купить, и не только в Костанае.
- Но квартиру в городе вам все-таки удалось приобрести?
- Так на нее мне пришлось заново, с нуля зарабатывать. Скотину развела, молоко, мясо - все у меня свое было. Так вот и скопила себе на квартиру в городе. Только труд меня всегда спасал в жизни и выручал.