О том, что летчику Павлову в этом году исполнилось бы 95 лет, мне напомнил Юрий Лапатиев. И будет это уже на следующей неделе, 25 июня, в воскресенье.
кто интересуется историей родного края, ее героями.
Об Иване Павлове в Костанае знают все, ну или почти все. Во всяком случае, любой из нас хотя бы однажды проходил мимо его бюста, установленного около городского акимата. Это был герой не из нашей жизни. Казалось, он вышел из легенд, сказаний. В 20 лет совершил первый боевой вылет, в неполные 22 стал Героем Советского Союза, а ровно через год получил вторую Звезду. Блестящий офицер, а в небе он был, как божество из греческих мифов – грозный, бесстрашный, неуязвимый. И смерть его была, как в тех же древнегреческих трагедиях, на самом взлете – выпускник академии, гвардии майор, командир авиаполка. И все это в 28 лет!
А кто Юрий Лапатиев? Он педагог дополнительного образования в Костанайской гимназии имени Горького. И он – человек, которому не все равно, что происходит в нашей жизни. Что связывает его с Павловым? Одни корни – оба родом из Борис-Романовки. Может, поэтому он так болеет за судьбу школьного музея своего земляка-летчика в этом небольшом селе? А может, потому, что историк по образованию? Так или иначе, но в редакции Юрий Михайлович появился с одной целью – напомнить о том, что герои заслуживают доброй и благодарной памяти. И в числе таких героев – Иван Фомич Павлов.
Хотя, казалось бы, кого-кого, а уж Павлова у нас помнят. Есть в Костанае и улица его имени, и бюст, и памятник на могиле в Парке Победы. Лапатиев согласен – все это так. Душа его болит о другом – о скромном школьном музее в селе Борис-Романовка.
– Этот музей создавался, насколько я знаю, еще в 60-е годы. Есть там уникальные экспонаты – личные вещи Павлова, фотографии, награды, есть карта-схема его боевого пути, – объясняет Юрий Михайлович. – Это все замечательно. Но, честно говоря, выглядит музей уже несовременно, кажется устаревшим. Дело в том, что он держится на энтузиазме педагогов школы. Все, что могут, они делают, поддерживают в нормальном состоянии экспозиции. Большое спасибо им за это.
Педагога удручает то, что в год 95-летия Ивана Павлова школьный музей не будет отремонтирован, хотя, по его словам, план реконструкции готов, но вот на саму реконструкции денег нет.
– Мы с директором школьного музея гимназии Галиной Германовной Мальшаковой (еще один просто неравнодушный человек. – Прим. ред.) обращались по этому поводу в областной «Нұр Отан», областной совет ветеранов. Там относятся с пониманием, однако... – говорит Лапатиев.
Конечно, есть объективные причины – кризис. Государство должно поддерживать в первую очередь тех, кто нас кормит, платит налоги. На всех и всё денег попросту не хватает. Но... Есть ведь патриотический акт «Мәңгілік Ел», есть понимание того, что надо изучать и чтить историю. А герои... Они ведь творят самые потрясающие страницы в истории государства, в каком бы веке ни жили. В 12, 16 или 20-м. И всей своей жизнью, своими подвигами они учат новое поколение любить родину, защищать ее, как говорили в советское время, до последней капли крови, и это, представьте, не было преувеличением.
Я, к своему стыду, только недавно узнала, что в Казахстане за годы Великой Отечественной войны (или Второй Мировой, кому как нравится) было всего четыре дважды Героя Советского Союза. Все они – летчики! Есть еще пятый – космонавт Владимир Джанибеков, но свои две звезды он получил в мирное время. И разве не гордость для костанайцев, что двое из четырех этих супергероев – наши земляки.
И знаете, о чем я подумала: в феврале 1944 года, когда Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза, в Кустанае коллектив оборонного завода объявил сбор средств, чтобы купить самолет в дар летчику. Почин поддержали многие предприятия и просто земляки. Так что собранных денег хватило даже не на один, а на четыре штурмовика. И это в голодное военное время!
Все четыре самолета были переданы тогда в эскадрилью Ивана Павлова. А нам что, слабо? Собрать деньги, чтобы помочь школьному музею, чтобы, в конце концов, установить в областном центре бюст и другому герою, пусть и не дважды, но все-таки. Султан Баймагамбетов его имя. В 44-м году в боях под Ленинградом, где-то на Синявинских высотах он повторил подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом вражескую амбразуру. Ему не было и 24-х. У него не осталось детей, и некому было продолжить его род.
Что тут сказать? Обычные слова – слишком плоские, невыразительные. Разве что стихами? А лучше из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского:
«Помните!
Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!»
Галина Ким