«Сижу на руинах города, построенного в шестом веке до нашей эры, свесив ноги к обрыву и смотрю на горы. А как вы проводите свой день?». Это строчки из путевого дневника костанайца Артура ПАКА. С «КН» он поделился заметками о путешествии в Черногорию.
Кондитер
«Эта мысль перевернула мою голову. Я должен это сделать!». С такой записи начинается история путешествия обычного 17-летнего парня. Несколько лет назад он уже был героем публикации в «КН». Тогда ему было 13, а он делал на продажу пирожные и пасхальные куличи.
Сейчас Артур учится на кондитера в Екатеринбурге. С недавних пор у него есть постоянное место работы – в вегетарианском кафе. Зарабатывает себе на путешествия. Объехал автостопом уже немало городов и весей России. Побывал во Франции по программе для волонтеров – работал на реконструкции древней церкви. А прошлым летом в одиночку, имея при себе рюкзак и не имея определенного маршрута, отправился в Черногорию и Сербию. В начале нынешнего сезона отпусков публикуем отрывки из его путевых заметок.
Делать то, чего боишься
«Понедельник, 27 июня. Курсор мыши то и дело щелкает на записи в Бродягах Дхармы (паблик в социальной сети «ВК» о путешествиях). Все больше и больше в этом году начали постить про путешествия из этой страны… Черногория! Мне по душе больше английское название – Montenegro. Ехать? Вспоминаю слова близкой подруги: «Мы должны делать то, чего боимся, иначе это будет преследовать нас».
Решено! Поеду с палаткой и спальником. Пенку (туристический коврик, каремат. – Прим. авт.) не брать. Слишком объемная, замучаюсь, спине полезно спать на твердом. Рюкзак собран. Заказал маршрутку до Челябинска. Вот уже виднеется аэропорт. Бегу на рейс».
Бродяга
«Самолет. Сон. Сербия. Белград. Час ночи. Выхожу из аэропорта, жаркий и влажный поток воздуха обрушивается на меня. Кубометры сигаретного дыма. Оглядываюсь по сторонам: делаю вывод, что в Сербии курение – это национальная привычка. В город в это время не доехать, остаюсь ночевать в аэропорту. Боже, как же все непонятно и непривычно! И как же я скучал по этому чувству!
Терминал абсолютно пуст, в здании только сотрудники аэропорта и лежащий в своем спальнике путешественник. Что ж, раз его не выгнали, значит, и мне можно. Расстилаю спальник на железной лавке, кладу кошелек и документы в ноги, застегиваюсь. Очень твердо. С трудом удается уснуть. Наутро просыпаюсь от шума около билетной кассы. Открываю глаза: оказывается, очередь прямо вдоль моего тела. Чувствую себя неловко. Но надо привыкать, я сюда не шиковать приехал, а бродяжничать. Захожу в местный вайфай и чекаю, как добраться до центра Белграда. Автобус от аэропорта каждые 20 минут... Выхожу – он уже стоит. Билет можно купить в аэропорту, а можно у водителя. Но предупреждаю сразу: у водителя дороже раза в три.
Время 06:00. Оказывается, я спал всего четыре часа. Высаживаюсь на станции Зеленый Венац. Желудок тем временем уже устраивает забастовку. Купил две булки с разными начинками.
– 110 dinars.
– Ok, thank you, have a good day (спасибо, доброго дня), – сказал я. Почему-то в другой стране всегда хочется быть более вежливым и дружелюбным.
Наелся до отвала меньше чем за один евро. Надо взять билеты на поезд до Черногории, а пока проведу этот день в столице Сербии».
Калемегдан и ракия
– Hi, can i help you? – говорит старичок, появившийся будто из ниоткуда на абсолютно пустой улице. Мой внутренний режим англоговорящего человека еще не включился, так что я понимаю лишь процентов 20 из всего сказанного. Но главное понял – он собирался мне устроить экскурсию по центру Белграда. Я очень рад: надо же, как меня встретила Сербия!
Моему провожатому 75 лет. В молодости учился в Англии, оттуда поехал волонтером в Кению строить дома и задержался там на долгих 20 лет. Затем он вернулся в Белград, женился, купил домик на побережье в Черногории, заболел артритом. Ему наказано врачом совершать ежедневные прогулки по часу, потому он и предложил мне погулять с ним.
Идем в крепость-парк Калемегдан. Удивительное место. Там остались крепости еще со времен Римской эпохи. Миновали массивную арку, через которую проходила когда-то турецкая армия, дабы завоевать Сербию, и садимся на лавочку. С видом на весь город. Белград очень холмистый.
Мой экскурсовод провожает меня до хостела за 10 евро. Кидаю вещи в шкаф, беру брошюрку с информацией о бесплатных экскурсиях по городу и – в магазин.
На площади толпа вокруг парня с желтым зонтиком – он и есть экскурсовод. Следующие два часа он водит нас по Белграду, предлагая бесплатно выпить ракию – местный алкогольный напиток, настойка на фруктах и меде. И вот уже в расслабленном состоянии все ходят за ним, как утята за мамой уткой. В конце экскурсии он кладет свою желтую кепку на землю и ожидает, когда «утята» кинут туда чаевые. Кидают все до единого.
Прим. авт. В Сербии Артур задержался на три дня вместо запланированных двух. Ходил по городу, постоянно возвращался в крепость Калемегдан. Пробрался в подвалы и бродил там с фонариком. Одно из самых сильных впечатлений! Набравшись впечатлений, отправился в Черногорию.
Над облаками
«Иду на вокзал за билетом на поезд «Белград – Бар». Цена, кажется, около 20-25 евро, уже точно не помню. Маршрут «Белград – Бар» считается одним из самых живописных в мире. Это действительно так, такой красоты я прежде не видел. На протяжении всего пути проезжаем множество тоннелей, десятки мостов над пропастью, проскальзываем сквозь горы и облака, затем оказываемся над ними. Уши закладывает не меньше, чем в самолете, так как перепад высот огромный».
Высота
От автора. Нет возможности привести полностью рассказ Артура. Если интересно, читайте подробнее на его странице в социальной сети вКонтакте – https://vk.com/arthurpak. В общем больше месяца он провел в красивейшей стране Европы. За это время потратил около трехсот евро (не считая перелета). Ночевал в палатке на берегу кристально чистого Адриатического моря, покорял горы. Около городка Цетинье раскинулся национальный парк Ловчен, там есть гора высотой 1657 метров. На вершине этой горы находится мавзолей. Пеший путь от города до горы считается путём очищения души. Длина маршрута 21 км.
«Это было нереально сложно, я несколько раз падал и катился вниз с моим 20-килограммовым рюкзаком на плечах, спотыкался и разбивал коленки в кровь, но вставал и с улыбкой на лице шёл дальше. Я пришёл наверх грязный снаружи, но чистый внутри».