Так считает недавно возглавивший областной филиал «АгроСоюз Казахстана» Жетес АМАНТАЕВ.
В 2005 году была создана «Республиканская ассоциация сельскохозяйственных кооперативов «АгроСоюз Казахстан». Сегодня ее представители работают в составе группы Мажилиса Парламента РК по подготовке проектов законов о сельскохозяйственной кооперации. Их цель – совершенствование этого законодательства. Жетес Амантаев хорошо известен костанайским аграриям, поскольку уже немало лет занимается развитием фермерских хозяйств. Сегодня он делится с читателями «КН» своим мнением по поводу кооперации в сельскохозяйственной отрасли.
Метод проб и ошибок
Главные задачи «АгроСоюза Казахстана» (АСК): развитие конкурентного отечественного аграрного сектора, обеспечение продуктами питания населения нашей страны и максимальное расширение экспортного потенциала отрасли благодаря сельхозкооперации. По последнему пункту возможен вопрос: а нужна ли она фермерам, ведь им можно и самостоятельно работать?
Давайте взглянем на статистику: у нас на один сельский округ в среднем приходится 21 крестьянское хозяйство, а на район их уже более 350. Практически каждый фермер единолично решает многочисленные вопросы и организации производства, и приобретения сельхозтехники, запчастей к ней, ГСМ, семян, средств защиты растений, сбора документации на получение субсидий, условия которых почти ежегодно изменяются. То есть только в райцентр по одному и тому же поводу из каждого округа приезжают не менее двух десятков человек. А для более крупных вопросов, которые решаются на областном уровне, в город из каждого района в среднем делается примерно 350 поездок.
Представим, что в сельском округе стал работать кооператив. Тогда в ряде случаев от имени всех фермеров начинает решать насущные вопросы хорошо подготовленный один человек. Ну или два таких специалиста. Такой же принцип внедряется при решении вопросов прогрессивных технологий производства, приобретения по оптовым ценам нужных товаров, реализации продукции с бонусными надбавками и т.д. В итоге такая кооперация ведет к устойчивому аграрному бизнесу.
Во многих странах мира к этому давно пришли методом проб и ошибок. К примеру, в Германии действует почти 5800 сельских кооперативов. Нам же, не имеющим выхода к морю, при такой обширной территории и отдаленности от основных рынков сбыта, когда значительную долю в цене занимает логистика, кооперация нужна как воздух.
Нет системы
Да, к сожалению, ее, этой системы, у нас нет при внедрении сельской кооперации. Хотя были неоднократные попытки. И основная причина неудач заключается в том, что не удается разработать в Казахстане с учетом мирового опыта эффективную долгосрочную программу, привлекательную для самих аграриев. Пока в арсенале сегодняшних аппаратчиков есть лишь добровольно-принудительное воздействие на бизнес. Вспомним хотя бы пилотный проект «КазАгро» 2015 года, по созданию зерновых холдингов (объединений) в трех крупнейших зерносеющих областях. В том числе, конечно же, в Костанайской.
Его благоприятные условия для фермеров привлекли сюда многих желающих. Еще бы, ведь кредиты предоставлялись беззалоговые, под низкий процент (7,6% годовых) и сроком на 18 месяцев. Правда, требовалась солидарная ответственность. Но сельчане пошли на это условие. Зато, когда объединения уже были созданы, разработчик проекта и банк, который стал оператором бюджетных средств, поставили ультиматум – или принимаете в свой штат нескольких сотрудников банка (одних и тех же во все объединения!), или финансирования не будет.
Это сделало льготный кредит существенно дороже, поскольку оплату навязанных людей установили весьма солидную. К тому же банк самовольно потребовал возвратить займы только зерном, и уже не в следующем году, а в срок до 1 декабря 2015 года. Большинство членов объединения отказались от кредитов на новых кабальных условиях. Остались в основном хозяйства с критическим экономическим положением, не имеющие доступа к другим финансовым источникам. Иными словами, поручение Президента, направленное на поддержку и объединение аграриев, было загублено.
Или, допустим, взять общества взаимного страхования в растениеводстве (ОВСвР), которые являют собой неплохой пример потребительской кооперации. Дело в том, что в последнее время их пытаются ликвидировать. Якобы у них низкая капитализация. Но анализ реальной ситуации говорит, что такие выводы не выдерживают никакой критики. Лучше бы наладили должный контроль над исполнением действующего законодательства в сфере страхования. Вот тогда исчезла бы полная вакханалия при самовольном установлении размеров страховых тарифов и, соответственно, улучшилось бы накопление средств в ОВСвР.
А еще надо разобраться с корпоративным подоходным налогом, который почему-то в 2012 году был увеличен с 1% до 20%. Хотя все прекрасно понимают, что общества взаимного страхования – некоммерческая организация.
Главный стержень
Чтобы сельскохозяйственная кооперация стала настоящей, нужно отказаться от одноразовых программ, которые, как правило, не дают эффективных результатов. И надо помнить, что главный стержень кооперации – это полное доверие и взаимная поддержка. А какая могла быть перспектива у вышеуказанных объединений, когда для их создания дали меньше месяца. Поэтому сюда вошли хозяйства, которые не знали друг друга. А потом выяснилось, что тут оказались потенциальные банкроты, бремя которых легло на плечи добросовестных людей из экономически устойчивых хозяйств.
Условия всякой будущей программы надо доводить до сельчан заблаговременно, как минимум за полгода, чтобы они могли самостоятельно сформировать коллектив, где все друг друга знают и доверяют.
Надо сказать, что в ряде регионов страны начали разрабатывать свои пилотные проекты с выделением средств из местных бюджетов. Наш областной филиал АСК досконально изучает опыт всевозможных вариантов кооперации. При их экономической эффективности и оправданности мы выйдем с соответствующим предложением к руководству области по исполнению Послания Главы государства в части развития сельской кооперации.