Антоновку в Денисовском районе штормит. Сельчане уже обратились к главе области: просят оставить им нынешнего акима округа.
пребывая в должности начальника ЧС и пожарной части Денисовского района.
Невыездной
14 июля, в пятницу, аким Тельманского сельского округа Нурлан Доспаев нарушил распоряжение заместителя акима Денисовского района Елены Подело: на письменную просьбу отпустить его в Костанай для консультации с врачом и закупкой лекарства для больной матери, Елена Николаевна отписала: «В связи с производственной необходимостью запрещаю выезд».
Это был третий ее запрет на просьбу Доспаева. Вообще, странная переписка двух людей, чьи кабинеты расположены всего в трех километрах друг от друга. Доспаев: «Прошу вас разрешить выезд в Костанай для получения ГСМ и сдачи отчета по природопользованию за второй квартал». Резолюция Подело: «Направить специалиста ответственного». Хороший совет, если бы не два «но»: у специалиста сельского акимата нет транспорта, а на автобус до областного центра командировочные не положены. За свои личные деньги, значит?
На своей личной машине - «Тойота-Карина» 20-летней давности — ездит по делам службы и не только (возит односельчан то в больницу, то по какой другой неотложной нужде) сам Нурлан Доспаев. Есть, конечно, у него и служебная вазовская «пятерка», настолько убитая старушка 16-ти лет, что, не приведи господи, того и гляди умрет в дорожной колее. В райакимате об этом знают. Даже предлагали как-то «Ниву», но Доспаев отказался, и не зря: авто через месяц списали в утиль.
В общем, у меня такое ощущение, что сельский аким либо под домашним арестом, либо райакимат бережет его, как хрустальную вазу, делая притом очень озабоченный вид. Но это все, конечно, видимость, туман, имитация радения за дела государственной важности. Уж служивым-то людям хорошо известно, что у мамы Доспаева уже полгода рак поджелудочной железы. Не хотелось мне озвучивать этот врачебный нюанс, но будем считать его отчетом перед вышестоящим начальством сельского акима. Докладываю: в ту самую пятницу Нурлан Доспаев наконец-то купил в Костанае для матери 10 упаковок лекарства «октриотид» по цене 27 тыс тенге. За время его отсутствия в Антоновке (это центр Тельманского округа) никакой производственной необходимости не случилось.
А вот народ забурлил. Бурлил он уже недели две: писал жалобы, собирал подписи...
Мы почувствовали заботу со стороны власти, почувствовали себя людьми».
Неугодный
Повод тому - 3 июля. Замакима Елена Подело и руководитель аппарата райкимата Алия Исмагамбетова привезли в тот день в Антоновку двух кандидатов на предстоящие в августе перевыборы сельского акима. Собрали деревенский актив и сказали, что «при новом акиме жизнь у вас будет лучше». А что со старым? Он не прошел рейтинг — был ответ. Логика дальнейших событий очевидна: Доспаев из списка претендентов выпадает. 14-й в рейтинге, это, разумеется, все равно, что на экзаменах по ЕНТ получить нижайшую оценку.
Нурлан Доспаев с такой оценкой категорически не согласен. Показывает мне таблицу, где, по его мнению, имеются явные нестыковки в показателях, ударивших по его рейтингу: так, например, крестьянское хозяйство «Терре» в таблице почему-то оказалось на территории другого округа. По программе «Сабыга», по дорожной карте занятости у него провалов нет. Все три предыдущих года рейтинг среди сельских акимов в графе лидеров. И планов -громадье по дальнейшему увеличению социального здоровья вверенного округа. В общем, не получается крутой горки, когда из князей да в грязи.
А может, есть какие-то тайные схемы, которые все эти годы подполковник в отставке скрывал, водя всех за нос? Давайте разберемся.
На сегодняшний день 49-летний Нурлан Доспаев имеет 28 лет стажа госслужбы, который он заработал, пребывая в должности начальника ЧС и пожарной части Денисовского района. Он работал при акимах Александре Нагайцеве, Владимире Кушнире, Викторе Ионенко и стал сельским акимом в один год с нынешним акимом района Ерланом Жамановым. Если судить по тому плавному и практически безоблачному пути бывшего подполковника на ниве сельского главы, то между ним и главой района черная кошка не пробегала. Оба, как я понимаю, были довольны друг другом. Или, скажем так, терпели друг друга, обходясь вполне исчерпывающими дежурными отношениями. У обоих забот хватало. О районе не буду, но вот что представляет собой вотчина пока что еще сельского акима Доспаева.
Елка и палки
Тельманский сельский округ — это Антоновка, некогда центральная усадьба крепкого совхоза имени немецкого коммуниста Эрнста Тельмана, скончавшегося в фашистском концлагере. Село сильно похудело, когда отсюда снялись на историческую родину немало жителей. Далее идут поселки Альшанский и Чебендовка. Всё население — это 1,5 тысячи человек, из предприятий - крупное ТОО «Олимп», принадлежащее лисаковскому «Араю», да мелкие крестьянские хозяйства.
Доспаев неплохо выстроил со всеми директорами и учредителями партнерские отношения, что не могло не сказаться и на самой инфраструктуре сельского округа: зимой Доспаев находит технику и договаривается о расчистке улиц, лично участвует в реконструкции хоккейного корта, реанимирует футбол, отчего округ на районной спартакиаде и прочих спортмероприятиях значится не последним.
Он подтянут, деловит, мобилен, отзывчив, грамотен — отчасти это я вижу сам, отчасти об этом наперебой говорят женщины. Любовь Сенченко, бойкая зампредседателя местного совета ветеранов (она же и член общественного совета округа — это такой орган, который на общественных началах контролирует бюджетные расходы и действия акима): «Он сам не ворует и другим не дает! Поднял село с колен, устраивает для народа всевозможные мероприятия. Только один пример: с подачи Доспаева мы пригласили на торжество бывшего директора совхоза 80-летнего Николая Ивановича Машинца».
Людмила Фукс: «С приходом Нурлана Кужамуратовича многое поменялось в лучшую сторону: кладбище привел в порядок, дороги, как мог, благоустроил. Вы не поверите, но у нас никогда в поселке новогодней елки на площади не ставили! А он завел это правило».
Слушаю этих взволнованных женщин, и думаю, что, с моей точки зрения, хорошего в этой должности немного. Разве что вот эти благодарности... Зарплата - 150 тыс тенге. Развалюха-машина. Постоянный прессинг со стороны вышестоящего начальства, но более всего населения, из которых пенсионеров столько же, сколько работающих. Одним дай выполнение госпрограмм, другим — воду, свет, денег, место на пастбище, место в больнице, вскопай огород, вывези мусор... Прорва нигде не запрограммированных обязательств. Все 24 часа на виду, как голый в бане.
Годовой бюджет — 800 тыс тенге на этот год. В прошлом году — 600 тысяч. Большая часть денег ушла на снос и вывоз мусора от 12 заброшенных зданий некогда процветавшего совхоза. Бюджета хронически недостает — ходи с протянутой рукой по тэошникам и крестьянским хозяйствам. Приятная новость о том, что в 2018 году в распоряжение сельских акиматов будет направлено более 5 млрд тенге, Тельманский округ обходит стороной: у него нет двух тысяч человек населения. Не подходит он под условия государства. Слава богу (и правительству, само собой), что в Антоновку уже стали тянуть газ. Рядом речка, полно зелени, тихо... Зачем было ворошить улей?
Зацепило
Антоновку сейчас штормит. 82 человека подписались под обращением к акиму области Архимеду Мухамбетову. «Мы всем селом ходатайствуем о продлении срока полномочий нашего акима Нурлана Доспаева, так как этот человек нашел взаимопонимание с населением, повысил уровень социальной, культурной спортивной жизни, благоустройства села, патриотического воспитания молодежи. Мы почувствовали заботу со стороны власти, почувствовали себя людьми. Мы не слепые, видим, что творится вокруг нас. Иначе к чему громкие фразы о повышении роли населения в решении вопросов местного значения через собрания, сходы, местные сообщества?»
На трех страницах сообщается также, как сельский аким на своем авто доставляет «пенсионеров, ветеранов, инвалидов и тружеников тыла в больницу, на различные конкурсы, мероприятия». Как он помог увековечить на гранитной плите имена сельчан, погибших в Великой Отечественной войне. Как «в целях развития малого бизнеса в селе ведется информационная программа». Готовая характеристика.
Можно допустить, что есть некие глубинные причины, которые подвигают срубить с должности сельского акима Доспаева. Место нагретое, им же за три с лишним года ухоженное, считай, удобная окраина райцентра. Тогда, возможно, Доспаев зазнался, старших перестал беспрекословно слушаться, показатели у него липовые? Если так, давайте вразумительно объясним людям, что смена акима - это всего лишь ротация, свежий ветер перемен, что у нас незаменимых нет. Что не пропадет втуне организаторский дар подполковника, найдем ему место в районе. Диалог нужен. А так как-то всё коряво выходит, суетливо и шумно.
В этой истории мне больше всего обидно за замакима Елену Николаевну Подело. Все, кого я о ней расспрашивал, утверждали: работящая, опытная, уважаемая... Не ее эта тема, шашкой махать. Позвонил ей. Мой вопрос, знает ли она о том, что народ из Антоновки пишет жалобы, Елену Николаевну застал врасплох. Неловкая пауза. Растерянность. Как раз та ситуация, когда хочется сказать «да», а надо, волей-неволей, произносить «нет»...
У дворцовых переворотов есть один интригующий момент: все рано или поздно узнают исполнителей, но не всем до определенного момента известен заказчик, главный кукловод, он же - хормейстер. Аким района Ерлан Жаманов находится в отпуске, поэтому его мнение на этот счет мне неизвестно.
Что ж, дождемся развязки.