В юности ее назвали сильнейшей шахматисткой Костанайской области. Она выросла и возглавила клуб, в котором начинала девчонкой. В Международный день шахмат мы изучаем характер мастера ФИДЕ Татьяны ВЕРКО.
Про детство
Родилась в Костанае в семье инженеров. Родители воспитывали нас с сестрой в самостоятельности. Если я не понимала чего-то в математике, то папа объяснял тему, но решить задачку за меня – никогда. Доходило до обид. В классе третьем в школе задали склеить коробочки. Моя по дороге в школу помялась, и мне поставили «3». Учитывая, что я была отличницей, это была трагедия. Особенно, когда одноклассницы говорили: «Мы с родителями вчера вместе клеили». Я дома жаловалась: «Всем делали родители, и они получили пятерки!» Но мама с папой тактику не поменяли. Сейчас я им за это благодарна. Своих детей воспитываю так же.
Про шахматы
Шахматы – это папа. Если бы не научил основам, не привел за руку во Дворец пионеров, и вовремя не настоял, чтобы не бросала, то вряд ли бы у меня что-то получилось. У моего первого тренера Бориса Шлейфмана была любимая фраза: «Ну что ты плачешь? Корову проигрываешь что ли?!» После этого слезы казались бессмысленными, а смысл обретала лишь постоянная работа над собой. Я увлеклась и полюбила эту игру. Научилась видеть в ней красоту. У Бориса Ароновича была картотека с задачками – на выигрыш фигур, на мат, на реализацию перевеса… Папа их для меня переписал. А тренер потом меня ставил всем в пример, потому что я все задачки решила.
Тогда популярны были игры «школа против школы», в каждой команде по три мальчика и одна девочка. Девочек было мало. Я, шестилетка, еще не учась в школе № 18, уже играла за нее. Потом меня отдали в шахматный клуб, и пошли серьезные соревнования. В 1995 году я стала чемпионкой Казахстана, и мне нужно было ехать на чемпионат мира в Бразилию. Билет – почти 300 тысяч тенге. И сейчас деньги не малые. Опять папа, он договаривался с облуправлением спорта, чтобы они хотя бы частично помогли финансово, искал спонсоров, вложился сам… В Бразилии я вошла в десятку.
Было время, когда чуть не бросила шахматы. Очень легко это сделать лет в 15, когда все твои подружки гуляют во дворе и у них масса свободного времени, а ты проводишь часы за доской. Я кричала тогда: «Ненавижу шахматы!» Папа говорил: «Таня, ты мне потом спасибо скажешь». Теперь говорю.
Про роковой случай
Это было во время отбора в олимпийскую сборную Казахстана. Мне лет 25. В сборную попадало четыре человека. Я шла на третьем месте. В последней партии у меня была лишняя пешка, и я вполне уверенно вела игру, могла победить. До сих пор не могу себе объяснить, что тогда произошло, но я хотела походить ладьей, взялась за фигуру и поставила ее не на свое место. Я не заметила этого, и продолжала обдумывать партию, пока соперница не сказала мне: «Так вы же уже сделали ход». Ладью свою я поставила под бой и, естественно, проиграла. Ни до, ни после со мной такого не происходило. Возможно, это усталость. Или я просто не выдержала давления. Прежде всего, от самой себя. Ведь все время говорила себе, что должна и обязана туда попасть.
Казалось, рухнула мечта всей жизни. Проигрывать в интеллектуальных соревнованиях сложнее, чем в тех, где оцениваются физические данные. Там вроде бы кто-то просто больше тренировался, а тут выясняется, что кто-то оказался умнее тебя. В следующих отборах в сборную я уже не участвовала. У меня такой характер, что я должна либо играть хорошо, либо не играть вообще. А чтобы играть хорошо, нужно очень хорошо готовиться. У меня уже были тренерство и семья, и я решила – это моё.
Про тренерство
Никогда не думала, что стану тренером. Отучилась на экономиста, а потом была в декрете. Меня пригласили в технико-экономический лицей преподавать экономику и шахматы. Тогда-то и поняла, что с детьми работать у меня получается, мне это нравится. Получила второе высшее, педагогическое, и пришла в родной шахматный клуб.
В первую очередь шахматы учат думать. Сегодняшние «компьютерные» дети подчас не могут выстроить простейшую логическую цепочку. А шахматы этому учат. Сначала просчитывать соперника на три-четыре шага вперед, потом на восемь-девять. Даже если ребенок не станет чемпионом, это умение ему очень пригодится в жизни.
Кстати, совсем недавно наш клуб перешел из сферы образования в спорт. Это была наша инициатива – спортивной организации проще говорить о каких-то соревнованиях. Но тут уже и свои требования – дети должны сдавать спортивные нормативы. Прыжок с места, отжимания, челночный бег... Естественно, если ребенок очень хорош в шахматах, но плохо прыгает, никто его не отчислит. Но я считаю, что наш «умственный» спорт обязательно нужно сочетать с физической нагрузкой.
На самом деле не каждый выдержит 5-часовую партию. Голова заболит, позвоночник, нужна выносливость. Поэтому мы родителям, которые приводят детей к нам, очень рекомендуем отдать их на плавание. Работать с детьми не просто. Особенно с малышами, которые поначалу только берут, а не отдают. После них ты, как выжатый лимон. Зато потом они увлекаются, и ты получаешь огромную отдачу. Не хотят уходить, прибегают на воскресные турниры, чтобы выиграть шоколадку. Казалось бы, шоколадку могут купить и родители. Но ребенку важно её выиграть. Мы делаем для них такие поощрения. Срабатывает.
Про семью
С мужем мы познакомились на улице, по дороге из университета. Оба – лидеры. Конечно, шахматы развили во мне определенный стержень, спортивный характер и достаточно мужскую упертость. Но, я вовремя смогла понять: если у женщины все в порядке с головой, она сможет и уступить, и договориться, и планку требований снизить. Муж меня понимает, отпускает в командировки и во всем поддерживает. Потому что сам спортсмен – кандидат в мастера спорта по бадминтону.
Сейчас многие выбирают стиль жизни «чайлдфи» («без детей»). Я искреннее не понимаю, как можно упустить столько счастья. И дело даже не в стакане воды в старости, а в эмоциях, которые могут подарить только дети. У нас два сына и дочь. Впервые я стала матерью в 21 год. Родив третьего ребенка в 36 лет, осознаю, что в этом возрасте материнство воспринимаешь еще трепетнее. Артему - 17, Егору – 13, и они абсолютно разные. Старший логичен и структурирован. Средний – творческая натура, левша. Хочет заниматься мультипликацией, у него даже канал на «Ютубе» есть. Сначала снимал пластилиновые мультики, теперь - рисованные. В шахматы они играть умеют, но выбрали игровые виды спорта, баскетбол и волейбол.
Не знаю, может Александра захочет пойти в шахматы. У девочек конкуренции меньше. Я не из тех мам, кто будет ходить и просить за своего ребенка, договариваться с учителями об оценках. Более того, я придерживаюсь позиции: если ты в силах что-то сделать сам, то должен это сделать сам. Начиная с мелочей – записаться в парикмахерскую, не нужно это делать мамам за взрослых сыновей. Компьютеры и смартфоны мы не запрещаем, но все развлечения - после обязанностей. Уроков, спорта и домашних дел. Убрались и помыли пол – можно и в кино.
Про женственность
Я бы не сказала, что женщинам в спорте сложнее, чем мужчинам. Просто в спорт изначально идут женщины с мужскими чертами характера – целеустремленностью, упорством, умением не прогнуться. Кроме того, женщины эмоциональнее, и это сказывается на игре. Нужно просто найти баланс между своим характером и умением быть женщиной. Дочку я специально назвала сильным именем Александра. Мне кажется, в нем есть энергия. Очень не хотелось, чтобы она была разнеженной нюней. Наоборот, чтобы в ней была сила. И с именем мы угадали. Она у нас хозяйка в доме. Нет двух лет, а хочет таскать гантели и 5-литровые баклашки. Ласточку делает, кувыркается. Это совсем не означает, что я хочу, чтобы она стала мужеподобной. Если девочке с детства прививать вкус и красоту, то она такой никогда не станет.
Про Костанай
Недавно поняла, что я, наверное, провинциалка. От большого города устаю. Там вся жизнь, как бесконечный «вход-выход» в метро. Я – директор шахматного клуба, в котором провела всё детство. И я очень люблю свою работу. И свой город. Мне здесь комфортно и счастливо.
Про себя
Наверное, я бы все-таки никогда не смогла работать по своей первой специальности. Сидеть в кабинете, зарытая в бумажках. Мне всё время нужно двигаться, что-то для себя открывать, общаться с людьми. Хотя от общения с людьми тоже иногда устаю. Порой важно несколько минут побыть в одиночестве. Поэтому очень люблю ездить в поездах. Двое-трое суток на верхней полке, с книжкой – лучший отдых. А вообще я не очень люблю давать интервью. Даже не знаю, почему согласилась в этот раз…