В Костанае проходит республиканский турнир по самому массовому виду спорта. Корреспонденты «КН» побывали на одном матче и увидели две философии. Играли два полюса: север и юг, кнут и пряник.
Это нормально вообще?
Финальный этап первенства Казахстана проводится среди юношей 2004 года. Он собрал восемь команд из областей Казахстана и Астаны. Мы пришли во время перерыва матча между Кокшетау и Таразом.
Иду по бровке стадиона «Жастар» к кучке ребят в белой форме сидящих на газоне вокруг тренера. Подхожу и слышу наставника:
- Ты, все из-за тебя. В джакузи, он купался, отдыхал... Все голы пропустили по твоей вине!
- Добрый день, я Фарид дандыбаев. Хочу написать о турнире, о воспитании юных футболистов...
- Давайте после игры, - говорит тренер. - Нам сейчас некогда.
- Хорошо.
- А зачем у вас диктофон? - слышу за спиной вопрос от футболиста.
- Профессия у меня такая...
Иду и думаю - надо написать Валере Полевикову. Он прошел футбольную школу Костаная, учился вместе с Александром Зуевым (Александр сейчас игрок «Ростова», а права на него принадлежат московскому «Спартаку»). Пишу в контакт, в офлайн.
- Привет Валера. (Объяснил ситуацию). Грубость - это вообще нормально в юношеском футболе? Нужно мнение эксперта.
Зато у нас...
Иду по бровке к другой команде в красной форме. Пахнет резиновой крошкой, солнцем и немного дезодорантом. На трибунах сидит человек десять - по рюкзакам видно, что это тоже футболисты. Наверное, пришли посмотреть на будущих соперников.
Ребята в красной форме приехали из Тараза. Смуглые, живые глаза будто смородинки. Слушают тренера и по очереди пьют из двух пятилитровых бутылок.
- Как успехи? - спрашиваю у молодого человека, ассистента тренера.
- Побеждаем 4:0 после первого тайма.
- Таразская футбольная школа славится своими воспитанниками. Вы, наверное, фавориты турнира?
- Здесь все «темные лошадки». Но вчера играли с местными, выиграли 2:0.
- Это потому, что у вас на юге круглый год можно в футбол играть, - защищаю я своих.
- У нас не так уж и тепло зимой. Два месяца мы играем в спортзале.
- У вас просто полей тренировочных для детей больше, - не сдаюсь я.
- Четыре поля в нашей школе. А у вас?
- Вообще вот это... Но у нас зато строится большой манеж по последним технологиям. И зимой и летом можно будет играть. И еще рядом со стадионом обещают поле. В общем, мы не стоим на месте. Кстати, как вас зовут?
- Руслан Конышбаев.
В это время судья дал свисток - перерыв закончился.
Инкубатор
Красные энергично выбежали на поле. «Давай, давай» - подбадривали они друг друга. Белые вышли без особого энтузиазма. Только игра началась, как в центре уронили капитана Тараза. Стык был будь здоров. Мальчик вскрикнул и стал кататься по газону.
- Доктор!
С другой половины поля бежала женщина в белом халате. В руках у нее не было медицинского саквояжа. Только баллончик с охлаждающим спреем. Заморозка - панацея от всех футбольных бед. После пшика капитан ожил и поднялся на ноги - к его мокрому лицу прилипла резиновая крошка.
- Давай, Мусик - похлопали его по плечу товарищи.
И Мусик начал давать. Техничный юноша - убирал иногда по два и три противника. Однажды, даже включил Зидана - вместе с мячом на бегу провернулся вокруг своей оси. Так он обвел одного, но потом уткнулся в другого соперника и потерял мяч. А мог бы сделать острую передачу в штрафную. Юношеский футбол - много эмоций и хаоса. Большинство голов забивается в неразберихе после стандартов.
- Я как то говорил с тренером «Тобола» Беляковым. Это московский специалист. Он поделился мнением, что футбольные школы России, как инкубаторы. В них дают технику, тактику, но остроту мысли никак не развивают. И правда - посмотришь в «Инстаграм» игроков сборной России или Казахстана - селфи, машины, еда... В общем, ребята не поражают. И на поле прямо слышно, как у них в голове скрипит во время принятия решения. Отдать пас или пробить?
Руслан Конышбаев пожал плечами.
Два полюса
Тараз снова забил, а через минуту второй гол. Счет уже стал 6:0. Интересно поведение главного тренера таразской команды, Куаныша Канаева. Встречались север и юг. И наставники будто тоже исповедовали два разных подхода и полюса.
- Хорош, хорош Канагат. Молодец Ауызбай! Пропусти, пропусти Арман - дурыс!
И все такое прочее. Не знаю, может в минуты поражения, он тоже орет на своих воспитанников. Но при мне такого не было. В итоге его команда доминировала, властвовала, унижала. Кажется, во втором тайме белые только один раз дошли до ворот красных. И один раз пробили по воротам со штрафного. Вратарь Тараза откровенно скучал и маялся под июльским солнцем.
Белые вновь свалили красного. Судья бежал к куче, где уже, кажется, начали выяснять отношения. «Не кипим!» - кричал арбитр на ходу. Слышу со скамейки запасных.
- Майонезу досталось.
- Почему Майонез?
- Просто он жирный...
На самом деле Майонез (Олжас) оказался не толстым, у него просто кость широкая. Серьезно. Крепкий, по-борцовски сбитый юноша. Таким и должен быть защитник. Но во дворе он стоял бы на воротах (здесь дворовый афоризм - не все поймут, не многие вспомнят).
Почему?
- А наш воспитанник, защитник Ермек Куантаев, который сейчас играет в «Кайрате», имел кличку Пельмень. С Майонезом они бы составили хороший дуэт. А у вас кто из известных?
- В «Тоболе» играли наши воспитанники Недашковский и Кургулин. Исламхан, Конысбаев. Сейчас вот «Зенит» интересуется Сейдахметом Еркебуланом. А ему всего 17 лет. Казахский Месси - называют.
Я снова начал впрягаться за костанайскую школу. Рассказал о Саше Зуеве и Святославе Кожедубе.
- Только они уехали из Костаная, - грустно закончил я. - А почему вот ребята, пока юные, как Мусик, показывают чудеса техники. А в команду мастеров не пробиваются?
Руслан показал на пустые трибуны и пожал плечами. Судья дал финальный свисток.
По дороге домой прошел мимо стадиона. Реконструкция близится к финалу. Наша инфраструктура футбола резко идет вверх.
P.S.: Турнир будет идти до 26 июля. Вы еще успеете сходить и посмотреть на ребят. Кто знает, скоро эти юноши вырастут на хороших полях, и может быть, попадут в сборную, которой мы сможем гордиться. Лишь бы полюс был теплым...