Костанайцы бьют тревогу, присылая в редакцию фотографии провалов на дорогах. Тут брусчатка волной пошла, там посреди проезжей части вмятина на пару квадратных метров. Среди версий происходящего – город подмывает грунтовыми водами.
или ноги переломаешь, или в колодец угодишь. Кто знает, как просядет дальше…
Просадка и осадок
Мы обратились в первую очередь к специалистам, которые проектируют дороги. В ТОО «Проектный институт «Кустанайдорпроект» успокоили, проблема не в грунтовых водах. Скорее, речь идет о нарушении технологии. К примеру, по правилам засыпать траншею после укладки труб сразу на всю глубину нельзя. Необходимо делать это поэтапно, слоями укладывая и утрамбовывая грунт. В дополнение к этому необходимо каждый слой пролить водой, чтобы снизить просадку в процессе эксплуатации дороги. Делают ли это все без исключения?
Достоверно не ответит ни один контролирующий орган. Ведь постоянно находиться на месте проведения работ невозможно. Поэтому многое отдается на откуп подрядчикам. В их защиту можно сказать, что некоторые из них, даже в районах, просят отодвинуть сроки сдачи объектов. Почему? Чтобы грунт просел, не было провалов дороги и следующих за ними обвинений в некачественном проведении работ.
Однако, как отмечают специалисты отделов ЖКХ, пойти на это не могут уже они – сроки есть сроки. Но даже буквенное следование технологии не дает 100% гарантии, что дорога не просядет.
– Если даже качественно уплотнить грунт, на каждый метр грунта может идти 5 см просадки, – говорит начальник лаборатории ТОО «Кустанайдорпроект» Анатолий Нюнюнков. – Вот считайте: три метра – потенциальные 15 сантиметров просадки. А осесть земля может не только после завершения работ, но и много позже. К примеру, после хорошего дождя. Это естественный процесс.
По сути, чем толще слой грунта, тем выше вероятность, что земля может просесть не на следующий год, а много позже. Ведь канализацию кладут на глубине шести метров. Сколько надо воды, чтобы она промочила и уплотнила такой слой?
Пример тому – перекресток Чехова-Гоголя в Костанае, где после последних обильных дождей посреди проезжей части образовалась вмятина. А ведь дорогу здесь ремонтировали не вчера. Специалисты говорят, что в данном случае нельзя исключать и роль колодцев. Утрамбовать вокруг них землю достаточно сложно. И если ремонтируя проезжую часть подрядчики стараются: нагрузка автотранспортом быстро выявит брак, то тротуарная часть страдает часто. Яркий пример из последних – пешеходки в микрорайоне «Аэропорт». Брусчатка вокруг некоторых колодцев буквально ушла под землю.
В идеале дороги с заменой подземных коммуникаций надо бы ремонтировать два сезона: год заменили коммуникации и засыпали. На второй год, уже после того, как грунт даст первичную осадку, уже класть дорогу. Однако этого времени ни у кого нет. Соблюдать же ускоряющую процесс технологию, которая требует проливать каждые 20-30 сантиметров грунта, дорого и долго.
Качество хромает
Снижают прочность покрытия и некачественные стройматериалы. В РГУ «Костанайжоллаборатория» точно знают, что подрядчики используют некачественные материалы, либо материалы, не соответствующие требованиям проекта. Проверки показывают, что на дороги идет щебень и песок не того качества, асфальтобетонные смеси некоторых подрядчиков не отвечают предъявляемым требованиям. А ведь щебень низкого качества ведет к деформации покрытия. Бывает, к работам привлекают и технику, не соответствующую требованиям.
В качестве примера приводят ямочный ремонт по улице Козыбаева, который подрядчик – ТОО «Таза Жол» – проводил в этом году. Специалисты «Жоллаборатории» зафиксировали грубое нарушение технологии производства. Укатка горячей асфальтобетонной смеси на проезжей части велась с помощью тротуарного катка. По сути, применение такой техники не дает возможности достичь необходимой плотности. В будущем это грозит либо просадкой «ямки», либо ее выбиванием автотранспортом.
«Учитывая то, что специалисты РГУ «Костанайжоллаборатория» ведут выборочный контроль, заказчиком – ГУ «Отдел ЖКХ и АД акимата города Костаная» – не проводятся мероприятия по постоянному контролю за технологией производства работ и наличием необходимой дорожно-строительной техники у подрядчиков», – отмечают в учреждении. Да, городу не хватает специалистов. Не людей, а именно специалистов в области строительства дорог, которые могли бы реально оценивать качество работ.
Вода где?
Как уверяют проектировщики ТОО «Кустанайдорпроект», воды под самим Костанаем нет. Но некоторые районы, учитывая особенности грунта и ландшафта, могут быть подвержены опасности. Ученые этой весной отметили, что начался семилетний период наполнения озер, то есть грунтовые воды поднимаются выше. Если оценивать районы областного центра, то первыми под удар попадут жители района «Костанай-2».
Для отвода паводковых вод здесь еще в 1987 году, по информации акимата областного центра, была построена Нагорная канава. Но она спасает от наземной воды. Глубина залегания грунтовых – всего полтора метра. Каковы будут последствия повышения их уровня, пока сказать сложно. Точно лишь одно – из погребов влага будет уходить медленнее. В некоторых, к слову, она стоит до сих пор.
Второй район, который, по мнению некоторых специалистов, может быть подвергнут атаке воды – «Аэропорт». Здесь осушили естественный водоем – озеро. Вода будет пытаться вернуться на родное место. Для защиты нового жилого района сегодня разрабатывают проектно-сметную документацию для строительства Юго-Западного обводного канала. Его соединят с тем каналом, что защищает от воды 7, 8 и 9 микрорайоны.
А системы нет
Самая большая проблема Костаная в свете вышесказанного – отсутствие единой ливневой системы. Сегодня проектирование ведется разрозненно, ряд районов потеряли былой уклон, и вода через них проходит значительно медленнее. Да и уровень самого города значительно поднялся за последние сто лет – как минимум на метр. Ведь строители, что занимались реконструкцией сетей и дороги Аль-Фараби, на глубине более метра нашли мощеную булыжником дорогу. На такой же глубине натыкались и на кирпичные покрытия.
– Сейчас сток по городу не обеспечен, – говорит директор ТОО «Кустанайдорпроект» Сергей Ким. – Не в общем идет вертикальная планировка, а каждый институт решает этот вопрос самостоятельно. Поэтому перекрестки запруживают (перегораживают. – Прим. авт.) воду, отсюда и разрушение или деформация дорожного полотна.
Каким образом теперь воткнуть в город канализационную ливневую систему – проектировщики сказать не могут. Слишком много коммуникаций, которые мешают проведению ремонтных работ. То колодец вот-вот завалится, то труба неизвестно откуда взялась там, где ни по каким документам ее быть не должно.
Да и сама система пропуска воды через Костанай захирела, если уж говорить откровенно. Лога, через которые пропускали паводок и ливни, сузились и заросли. По краям они «обзавелись» огородами, жилыми домами, блокируя путь воде. Тот лог, что шел от района «Костанай-2» и отводил воду от района нынешнего Гагаринского моста, вовсе засыпан. Вот и получается, что вода, проходя по улицам города, попадает в грунт, подмывает отдельные участки дорог. Отсюда и просадка.
P.S. Костанаю явно не хватает светлых голов в этом направлении. Просадка дорог – лишь следствие многих и многих ошибок, допускаемых на разных уровнях принятия решений и их исполнения. Ведь, по сути, технологии позволяют строить хорошие дороги на любом грунте. Были бы знания.
Татьяна ШЕСТАКОВА
Фото Сергея МИРОНОВА