Как реагировать на глобальные мировые вызовы, от каких факторов зависит воля президентов разных стран, каких качеств недостает политикам и почему на Земле не утихают войны? Об этом и не только в эксклюзивном интервью «КН» рассказал первый заместитель директора российского информационного агентства ИТАР-ТАСС Михаил ГУСМАН. Беседа состоялась в Минске в дни проведения ХIХ Международного конгресса русской прессы.
Журналист
– Михаил Соломонович, «Формула власти», которую вы ведете, считается одной из самых авторитетных политических программ российского телевидения. С чего всё начиналось?
– Формула власти (выходит на телеканале «Россия-24». – Прим.авт.) существует уже 18 лет. Создать такую программу мне пришла идея накануне Саммита тысячелетия, когда я увидел фотографию глав государств, которые съехались в ООН со всего мира – отметить Миллениум (см. «Справку «КН». – Прим.авт.). И тогда я про себя подумал, что эти люди по определению – исторические фигуры. Им выпало счастье быть главами своих государств как раз на рубеже эпох. Собственно говоря, с этой идеей я и начал новую телевизионную программу.
Я мог бы о ней долго рассказывать, как она рождалась, как начиналась. Первое время даже ходил с этой фотографией глав государств, и на ее полях расписывались мои герои. Прошло много лет, программа состоялась. Вышло уже более 350 эфиров. Отдельно хочу сказать, что очень рад возможности со страниц казахстанских газет передать привет гражданам этой страны. Я очень люблю Казахстан, много раз бывал в вашей прекрасной республике и в советское, и в постсоветское время. Могу и сравнивать, и ностальгировать. С глубоким уважением отношусь к Президенту Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Имел честь четыре раза делать с ним интервью.
– Вы побывали более чем в ста странах мира...
– Думаю, больше. Я, правда, не считал. Зато помню, что записал более чем 350 интервью с главами государств. Не удивляйтесь этой цифре. Понятно, что это больше, чем стран на Земле. На мое счастье, главы государств меняются. Пусть меня читатели простят, но похвастаюсь: я – единственный в мире журналист, который записал интервью с тремя председателями Китайской Народной Республики: Дзянь Дзе Минем, Ху Цзиньтао, Си Цзиньпином. Я – единственный в мире журналист, который дважды брал интервью у двух президентов США – Барака Обамы и Джорджа Буша. Брал интервью у шести премьер-министров Италии и трех президентов этой страны. Все это предмет моей человеческой, но в большей степени – профессиональной гордости.
Вызовы
– Что из этих многочисленных встреч вы как журналист и человек вынесли для себя? Какие самые глобальные проблемы стоят в мире?
– Вы знаете, я с детства мечтал быть дипломатом. Это было в советское время, когда маленькие дети мечтали стать пожарными, космонавтами, летчиками. Но дипломатом не получилось. А журналистом-международником, слава Богу, да. Мне интересны вопросы международной политики, международных отношений, я этим много занимаюсь. На самом деле в мире очень много вызовов. Конечно, главный из них – международный терроризм. Мы должны понимать целый ряд обстоятельств, которые влияют на спокойствие в мире. И это не только исламский радикализм. К сожалению, терроризм имеет разные этнические корни и разную историю развития. Он многолик, в слишком многих странах он присутствует. И борьба с ним, думаю, не столь проста, как кому-то может казаться. И, условно говоря, завершением кровавой войны в Сирии борьба с терроризмом не закончится.
– В чем первопричина терроризма? Может, в социальном расслоении общества?
– Это было бы слишком просто – считать, что все войны из-за несправедливости. Другое дело – кто как трактует несправедливость. То, что войны продолжаются – межрелигиозные, межконфессиональные, межгосударственные и так далее – говорит, что люди не слишком поумнели за тысячелетия. Люди остались с теми же страхами, обидами, с той же агрессией. Люди не научились до сих пор преодолевать разногласия, которые возникают, спокойно, мирно, добросердечно.
Политики
– Вы подошли к следующему вопросу, который я бы хотел вам задать: почему инструмент переговорного процесса не используется так широко в политике, как этого хотелось бы?
– На самом деле это имеет свои корни, свою историю, болевые точки. По всем вопросам, как правило, не всегда бывают полностью исчерпаны переговорные, дипломатические возможности. К сожалению, происходят взрывы на эмоциональном уровне, и они приводят к военным конфликтам.
– Даже политики не всегда в силах управлять своими эмоциями?
– Когда-то политики, когда-то олигархи провоцируют международные конфликты. Они бывают и внутренние. Все это требует осмысления в каждом конкретном случае.
– В мире около двухсот государств. Могут ли США, Россия, Китай – эти три мощные державы – как-то влиять на международную ситуацию?
– Вы сказали о трех странах. А я бы добавил еще и Евросоюз как большой политический центр. Но проблема-то в том, что одних желаний мало. Уверен, что ни одна из вышеназванных стран не хочет большой катастрофы. Но возникают противоречия национальных интересов. И Россию в этой связи заботит сохранение своего суверенитета, политического веса. Американцы умеют и любят навязывать свое видение, пытаются политически подчинить собеседников. Но это все шито белыми нитками, и вряд ли у них что-то из этого получится.
Корабль
– Какие качества необходимы современным главам государств, политикам, чтобы мир все-таки менялся? Он и так постепенно меняется. Но меняться он может революционным путем, а нам хотелось бы, чтобы эволюционным...
– Мудрость, мудрость и еще раз мудрость.
– Можно подумать, что Барак Обама был немудрым политиком...
– Понимаете, странно было бы, если бы я сейчас выписал рецепт идеального мирового политика. Но, считаю, и Обама, и другие президенты действуют в рамках определенных обстоятельств.
– Есть такое мнение: ни один президент не является самостоятельным политиком даже в своей стране. А в мире тем более...
– Конечно, любой глава государства зависит от внешних факторов и от внутренней политики. Это молот и наковальня, между которыми он и работает. Так было и будет всегда.
– Что бы вы пожелали Казахстану?
– Я начал с того, что имел честь неоднократно беседовать с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Я считаю его глобальным политическим игроком, всемирно уважаемым политическим деятелем, человеком, который имеет огромный авторитет во всем мире. И мировым сообществом признаны его идеи, решения. Он очень многое сделал для Казахстана. Он держит руку на пульсе жизни страны. И, с другой стороны, он, конечно, личность, которая устремлена в будущее. Нурсултан Абишевич – человек, который создал прекрасную столицу Астану – от идеи до воплощения. И он мне говорил: мало кто из его окружения верил, что такое возможно. Но корабль Казахстан идет и идет вперед…
Сергей ХАРЧЕНКО
Костанай – Минск