Самый известный в Казахстане меценат, путешественник и исследователь Сапар ИСКАКОВ – наш земляк. Недавно он побывал в Костанае и дал интервью «КН».
Три части
В 90-е, когда жизнь в Аркалыке остановилась, он перевел бизнес в Астану. К сегодняшнему дню стал не только главой авторитетной строительной компании, почетным строителем РК, но и меценатом столетия (это звание получал в Москве), кавалером орденов Казахстана, России, Великобритании, человеком, который вкладывает финансы и душу в то, чтобы мир узнал культурный код Казахстана, проникся его красотой.
– Бизнесмен, меценат, путешественник... Кто вы прежде всего?
– Я делю доход на три части. Одна – на себя, свое развитие. Вторая – на развитие бизнеса. Третья – на благотворительность. По этому принципу живу уже много лет. Бизнес дает мне свободу действий.
– Саморазвитие – это путешествия?
– В том числе. Омар Хайям говорил: «Я - школяр в этом лучшем из лучших миров». Развитие человека бесконечно. В любом деле. Тот же архитектор, историк, журналист, фотокорреспондент (оглядываясь на нашего фотокора, который в процессе разговора кружит вокруг гостя). Вот он миллион кадров сделает, ищет единственную свою фотографию, которая может рассказать обо всем. И ее надо искать всю жизнь. Точно так же в туризме. Сначала я был просто туристом. Видел мир, людей, сравнивал. Сейчас я путешественник. Это разные понятия. Турист – праздный наблюдатель, а путешественник – исследователь. Он не только видит, но и хочет проникнуть, узнать больше. Интереснее оставить след в истории, а не на песке.
Правда, историки тоже бывают разные. Кто-то кропотливо собирает данные. А кто-то пишет книгу, копируя информацию других. Вроде тоже след, но это как раз на песке. Остановка. Человек уже не совершенствуется, не учится.
– Поэтому вы отправляетесь не на пафосный Куршавель, а на Северный полюс?
– Это в какой-то степени болезнь познания. Поднимаетесь на вершину и видите, что она не самая высокая. За ней горизонт, а там еще горы. Издали кажутся низкими – подходите, а они всё выше. И хочется опять покорить, преодолеть. И так всё дальше, выше. «Болезнью туриста» я заболел в 1962 году, когда впервые выехал в Ленинград. Был восхищен: это город-музей под открытым небом. При нищете российской столько вложено в него было! И не зря... Когда человек видит Эрмитаж, Пушкино, Гатчину, он меняется к лучшему. С этого и у меня началось увлечение познанием истории. Захотелось увидеть другие страны, другую культуру.
Кодекс куманикус и карта из Ватикана
В этом году стартовал важный для Сапара Искакова и для Казахстана в целом проект «По следам предков». Меценат его финансирует, и сам в нем участвует. Он давно вынашивал мысль о том, чтобы объехать места проживания кипчаков, побывать на территории древнего государства Дешт-и-Кипчак, в странах, где кипчаки оставили след. Эта сфера мало исследована, собранные данные могут вписать новые строки в казахскую историю.
– Как родилась идея проекта?
– В 2015 году президент РФ в интервью сказал о том, что у казахов никогда не было государственности. Он говорил это не в укор, наоборот, подчеркивал значимую роль нашего лидера, который эту государственность создал. Но эти слова вызвали много шума. И меня задело, захотелось собрать данные, которые говорят об обратном. Я Владимиру Путину должен сказать спасибо, получается, благодаря ему родилась идея проекта, в котором я узнал очень много о наших предках. Мы сами толком не знаем историю Казахстана. Писать ее начали с 1917 года. Ранее – много пробелов.
Мы получили независимость, но это условно. Государство всегда будет зависимо от соседей – в политике, экономике. Независимость же связана с национальным самосознанием, знанием своих корней, истории. Вот для того, чтобы наши, особенно молодые, люди знали свою историю, чтобы внести какой-то вклад, я выехал в этом году по странам Евразии. Следы от копыт коней наших предков остались более чем в 40 странах мира: Египте, Индии, Японии, Китае, Франции...
– Япония? Египет?
– Вы знаете, что в Египте 132 года у власти были наши кипчаки? Попали туда как рабы, потом их записали в мамлюки, они сделали переворот и в 1250 году захватили власть. 25 султанов из Дешт-и-Кипчак! В Японию как попали? В 1370 году Кубулай хан (правнук Чингисхана) объединил разобщенный Китай, создал империю Юань, и 130 лет монголы были во главе. А кипчаки у них были в военачальниках. После Китая хан захватил Корею и направил свой взор на Японию. Заставил корейцев строить суда. 30 000 человек переплыли море, легко захватили южные острова Японии. Но тут шторм, цунами - божественный ветер... Все суда разбились. Воины семь месяцев держали оборону, потом вынуждены были сдаться. Японцы сохранили их жизни, и сейчас там, возможно, живут их потомки.
Есть еще много примеров: в 1121 году кипчаки помогли грузинскому царю Давиду победить объединенное сельджукское и персидское трехсоттысячное войско, которое было в пять раз больше по численности. Мы встречались с грузинскими учеными. Они хотят внести предложение в парламент, чтобы день битвы – 12 августа – был официальным Днем независимости Грузии. Говорят, преклоняют головы перед памятью наших предков.
– На Западе кипчаки тоже оставили след?
– Множество. В Венеции хранится исторический документ, который я держал в руках: в 11 веке венецианские купцы торговали с Дешт-и-Кипчак. Через его территорию Шелковый путь проходил. И чтобы торговать с кипчаками, венецианцы учили язык. Сделали словарь и назвали его Кодекс Куманикус – русские наших предков называли половцами, Запад – куманами, Венгрия – кунами. Этой книге 800 лет, на трех языках написана: кыпчакском, латинском, персидском. Кодекс находится в Веницианской госбиблиотеке, единственный экземпляр. Мы получили разрешение на съемку. Нашли, кстати, и квартал, где жили кипчакские купцы.
А в Риме добивались разрешения ознакомиться с картами, которые составляли купцы, они во все времена были отчасти еще и шпионами. Карты находятся в Ватикане, мы через три месяца получили-таки разрешение у Папы Римского. На одной из секретных карт нарисовано Казахское ханство. Вот и ответ: было у казахов государство, была граница!
– Что будет с материалами, которые вы собрали?
– Репортажи можно посмотреть на сайте канала «Хабар», еще будет создано 10 документальных фильмов. На следующий год экспедиция продолжится. 12 сентября собираем ученых из стран, в которых побывали, на конференцию. Все это – и конференция, и дорога для ученых – оплачивается нашим фондом. Планирую выделить гранты для наших и зарубежных ученых на исследовательскую работу по теме «Средневековая история кипчаков с 10 по 15 век». Этот период очень плохо изучен.
– После конференции появится возможность внести изменения в историю?
– Наши исследования – это маленькая часть. Дальше нужен государственный уровень, чтобы формировалась идеология, уважение к своей истории, культуре, не переходя на национализм. У нас должны быть хорошие драмы, оперы, хорошая музыка. Я считаю, недостаточно того, что сейчас есть. Дети с малых лет увлечены английским. Может, это хорошо, но... например, 95 процентов японцев не знают английского, и это не мешает их стране быть заметной и одновременно сохранять традиции. Боюсь, мы потеряем свои черты, язык, отличающие нацию от другой. Мы – такой народ, быстро впитываем, быстро принимаем. И хорошее, и плохое.
Родина
Шагая по земному шару и получая награды от сильных мира сего, он не забывает о родине. К примеру, на Северном полюсе побывал флаг с эмблемой Костаная. Его водрузил Сапар Искаков. О том, как и сколько инвестировал в малую родину, меценат рассказывать не любит. Хотя на его личные средства в регионе, к примеру, был восстановлен целый аул.
– Аким Аркалыка, рассказывая в интервью о тургайских геоглифах – древних земляных насыпях, которые обнаружил исследователь-любитель Дмитрий Дей, говорил, что беседовал с вами на тему финансирования фильма о геоглифах. Они тоже часть истории Казахстана...
– Продолжаю помогать в исследовании геоглифов, были фильмы. А в этом году приезжают американцы, мы тоже примем участие. Кстати, в проекте «По следам предков» мы в пути брали анализы ДНК, отправляли в Хьюстон, получали результаты, которые подтверждали, что в каком-то поколении среди людей из разных стран были кипчаки. Где история заканчивается, там начинается ДНК!
– У вас такие образные выражения, книги не пишете?
– Как турист написал пять книг, меня приняли в Союз журналистов.
129
Он финансировал научные экспедиции, концерты и фестивали, а сам параллельно покорял Северный и Южный полюсы, летал в стратосферу, проходил курс подготовки космонавта (просто так, проверить себя) и путешествовал по миру. Несколько лет назад имя Сапара Искакова было внесено в Книгу рекордов РК
КинЕС как человека, который побывал более чем в ста странах. С тех пор их количество увеличилось.
– Сколько сейчас?
– 129
– Не надоело?
– Нет, жаль, что времени мало, хочется еще многое успеть. Итальянцы говорят: «Дорога – это жизнь». И еще: «Жизнь – это источник, вода. Если она бежит, она – чистая. Если не бежит, то превращается в болото». Чтобы не оказаться в болоте, надо двигаться.