Откуда они едут в Костанай со своим нежным товаром, выясняю сразу: самый юг Казахстана. В данном случае это Шымкент, Южно-Казахстанская область. Любопытно посмотреть, что за люди привозят нам дыни и арбузы, поговорить про урожай, дороги, цены...
ДИАЛОГИ
Вечер пятницы, арбузно-дынные продавцы на ОРТ (оптово-розничный рынок Костаная) изнывают от зноя и пыли. Почти такая же стоит жара, как и там, откуда приехали эти дары природы. Запах спелых дынь стелется по рынку, и ноги сами несут тебя к самодельным прилавкам. Дыни, конечно же, небольшие, круглые, которые у нас называют Колхозницей, и уже привычные всем торпеды. А арбузы?
Спрашиваю у хозяина, какого они сорта. Он особо не мудрит с ответом. «Сорт один, высший сорт, покупай, не пожалеешь». Интересно разговаривать с этими людьми, которые из такого далека привезли к нам свой товар и теперь терпеливо ждут покупателей. Кто они, крестьяне или перекупщики? Как добирались? Не было проблем в дороге?
Народ на рынке от вопросов и от фотоаппарата не прячется. Чего скрывать? Хороший товар, привезен законно. Азат Камалбеков приехал со своими дынями из города Жетысай Южно-Казахстанской области. Если посмотреть по карте, это самый юг самой южной области. До Ташкента ближе, чем до Шымкената. Не удивительно, что все это вызрело так рано. По самым грубым прикидкам, до Костаная более трех тысяч километров.
Выращивал сам, всей семьей, на своих десяти гектарах земли. Дороги не ахти, хотелось бы получше, но никаких поборов нигде не было. Кто-то из семьи говорит про плохую дорогу у нашего Карабутака. Сразу же вспоминается, как всю зиму служба ЧС будила нас смс-сообщениями: дорога на Карабутак закрыта! Сейчас открыта, но, похоже, никого не радует. Скоро Камалбековы распродадут все и поедут за новой партией. Не в убытке? Нет, конечно, иначе не везли бы сюда машинами спелые дыни.
Ерсултан Воткербаев привез арбузы из города Туркестана той же области. «Туркестан знаешь где? Про мавзолей Яссави слышал?» Кажется, он готов рассказать мне про этот памятник прошлого, но я говорю, что, конечно же, знаю про мавзолей и другие чудеса Туркестана. Читал и фильм видел. Ерсултан арбузы купил на продажу. «Но я не считаю себя перекупщиком. Мы не просто скупаем товар, мы помогаем дехканам выращивать его. А уже потом везем продавать. Если подумать, мы такие же дехкане, только еще и продавцы, и экспедиторы».
КЛИМАТ
Тут и там интересуюсь, что почем. Дыни были по 120 тенге за кило, арбузы в среднем по 40. Но те же арбузы уходили и за 35, когда мало было покупателей, и за 60, когда наезжали оптовики из России. Хорошие покупатели, сразу много берут. Но и одну дыньку тебе продадут здесь с удовольствием. Мне же кажется странным, если не сказать грубее, что даже дыни сегодня дешевле нашей картошки. Не помню таких цен. Никогда не бывало, чтобы в июле картошка стоила 150 тенге за кило.
А вот еще один продавец из Туркестана, Бенали Мададов, с сыном Рустамом и племянником Жаном. Мальчишке девять лет, но Бенали уже берет его с собой в дорогу. Пусть учится, присматривается, торговать тоже надо уметь. Дыни сажали друзья дехкане, а продавать поручили Бенали. Турок по национальности, он делает это с удовольствием и выгодой.
Интересуемся, какой нынче урожай, на что почти все продавцы пожимают плечами. Хороший урожай, как всегда. Видно, солнце в тех краях не подводит дехкан. Хотя весной то и дело читаешь в новостях про капризы погоды. То мороз, то снег, то еще какая беда. Но в апреле, когда на наших дачах еще лежит снег, в Шымкенте уже вовсю торгуют редиской.
КРЕСТЬЯНЕ
В пятницу под вечер торговли особой не было, редкие покупатели выбирали кто дыньку, кто арбуз. А в выходные тут не протолкнуться. Приезжают оптовые покупатели с городских мини-рынков, из районов, много костанайцев, которые не хотят платить две центре областного цента (тавтология намеренная).
Ержан Жумабеков и Нурлан Бисембаев тоже из Туркестана. Свои арбузы они везли в вагоне, в нем же и поджидают покупателей. Везли бережно, выстлав вагон камышом. И тоже почти все продали. Один хороший оптовик, и можно снова ехать домой за товаром. Пока не вызрели наши бахчевые в Наурзуме, Аулиеколе, у них есть возможность заработать, чтобы потом жить целый год. Сколько выручают за сезон, никто не скажет. Но это всего лишь сезон, а жить надо год.
Вот такие люди привозят к нам летом арбузы и дыни. Как бы мы их ни называли, они считают себя крестьянами и эти хождения за три тысячи километров кормят их семьи. Наверное, могли бы они заработать еще больше, если бы привезли к нам картошку. Не надо переживать за сохранность и выгода повыше. Но они всегда выращивали бахчевые. Зачем им картошка?