Или рассказ о том, почему обновленный мавзолей Ыбрая Алтынсарина в Костанае – сакральное место силы...
С 80-х годов сотрудники предприятия «Мангыстау реставрация» строят, реставрируют, отделывают духовные и исторические памятники по всему Казахстану и за его пределами. Возвели даже мавзолей Курмангазы в Астрахани. А вот в Костанае работают впервые и сразу над очень важным объектом – им доверены отделочные работы в новом мавзолее Ыбрая Алтынсарина. Больше всего спецкоманде мешает костанайский дождь, не переносит его уникальный материал – жанаозенский ракушечник...
Экскурс в историю
Удивительное дело, но найти достоверные сведения о мавзолее Алтынсарина достаточно сложно. Когда он появился, почему именно здесь и по чьему распоряжению? Научный сотрудник мемориального музея им.Алтынсарина Балдырган Айгужина говорит, что в последние годы жизни Ыбрай переехал на берег озера. Ближе к природе, дальше от людей. Недалеко от места, где похоронен его отец. После смерти просветителя его похоронили тут же. Мавзолей был воздвигнут через какое-то время.
Сайт, приглашающий путешествовать по Казахстану (дословно gotravelto.kz), откровенно вводит в заблуждение, сообщая, что мавзолей был построен в 1970 году. На самом деле они путают этот факт с открытием бюста просветителя рядом со школой, названной его именем. А вот данные проекта «Культурная карта Казахстана» вызывают гораздо больше доверия. Потому что создан проект при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Пожалуй, более подробной информации о мавзолее нет нигде больше:
«10 сентября 1947 года исполнительный комитет Костанайского городского совета народных депутатов принял решение о «Сохранении места захоронения видного казахского просветителя Ибрая Алтынсарина». В 1961 году в честь 120-летия со дня рождения великого педагога на месте его захоронения поставили гранитный камень. В 1991 году, когда в Казахстане широко отмечали 150-летие просветителя, вокруг гранитного камня построили мавзолей, торжественное открытие которого состоялось 22 июля».
Простая арифметика позволяет посчитать, что с указа о «сохранении места захоронения» прошло 70 лет. Кроме того, дата открытия нового мавзолея, изначально назначенная на «после 20 августа», уже уверенно движется к 10 сентября 2017 года. А это означает, что новый объект появится в области спустя ровно (!) 70 лет со дня, когда было принято решение, что память о просветителе нужно хранить вечно. Символично получается.
Дождь vs ракушечник
Прораб строительной группы Ануар Косымов (на снимке) говорит, что во время работы над фундаментом они обнаружили очень старое надгробие. Но очень долго рассматривать его времени не было – нужно было успеть поработать, пока в Костанае не грянул очередной дождь. Лето в городе выдалось ненастное.
– Вода противопоказана нашему материалу. Он намокнет, и его невозможно будет пилить. Поэтому мы накрываем всё плёнкой и ждем, пока дождь кончится, – говорит Ануар.
– А если работать под навесом?
– У нас его нет. И потом мы же ездим по всей стране. Это на каждой стройке нужно его растягивать, а когда снимаемся с места – убирать.
Самое сложное в работе с ракушечником – его распил. Добывается он в жанаозенском карьере огромными плитами метр на метр, их в ручную уже на месте стройки распиливают на более маленькие плиты, затем идет шлифовка. Кто-то работает в маске, чтобы пыль не летела в лицо, а кто-то привык без нее. Распил одной плиты может продолжаться два-три дня. Из одной большой можно сделать 500-600 плиток поменьше. Каждая весит 5-6 кг.
На укладку здания их несут тоже вручную, никаких тачек и тележек. Если очень тяжело и плита большая, зови подмогу, но никак не техническую. Любое механическое воздействие или «трясучка» могут сказаться негативно. Отколется угол плиты – и дни работы насмарку. Материал станет крепким уже потом, когда его зальют. Тут же хочется спросить у Ануара: «А бывало, что роняли?»
– Бывало. Все же люди. Могут устать. Но на 200 готовых плит если и уронят одну, то это редкий случай.
Запад на Севере
Несмотря на то что бригада ездит по всему Казахстану, увидеть страну им почти не удается. Подъем в 6 утра, отбой в 23.00. В середине дня – перерыв на обед. Поэтому они почти не видят городов, в которых работают. Говорят, Костанай посмотреть хочется. Если работа даст такую возможность, не упустят ее.
Молодой строитель Аслан Картбаев родом из Аральска Алматинской области. Занимается шлифовкой и распилом. Говорит, что в школе, как и все, учил знаменитое стихотворение Алтынсарина, призывающее детей учиться. Образование получил в сфере туризма, в ней работать и собирается. Мол, после того как объездит Казахстан в составе бригады, будет знать, как развивать внутренний туризм. А пока работает на стройке. Приехал в гости к родственникам в Актау и устроился в фирму.
Вообще, по словам Ануара, в строители часто идут временщики. Чтобы заработать денег, подкопить, а потом уйти. До бригадиров и прорабов дослуживаются не все. Тут нужна смекалка и способности к математике. Помнить цифры и уметь их использовать. И при этом не ошибиться.
На стройке, кстати, жесткая дисциплина. У Ануара подход к делу спокойный, но требовательный.
Хранить вечно
К заявленному изначально 20 августа они уже точно не успевают – дожди подвели. Но очень скоро должны закончить. Кроме того, будет облагорожена территория вокруг мавзолея. Появится ограждение, освещение, а за порядком будет следить отдел ЖКХ акимата Костанайского района, на балансе которого теперь находится объект. Поэтому стихийных свалок быть не должно. Хотя, по словам Ануара, люди нет-нет да и устроят недалеко от стройки «посиделки с алкоголем». Хочется надеяться, что со временем эта привычка уйдет. Ведь обновленный музей уже вошел в «Сакральную карту Казахстана».
Он действительно такой – созданный на Казахстанской земле, в честь народного просветителя, из казахстанского материала, по инициативе казахстанцев (идея реставрации принадлежит собранию жителей Костанайского района). Остается только дождаться открытия.