После рабочей смены он торопится не на рыбалку, не на посиделки с мужиками, а в поле… к пчёлам. Старший оператор Сарыкольского ГКП «Улан» Андрей КУШМЕТ отвечает за исправную работу водопровода в селе Барвиновка, а пчёлы отвечают за философию его жизни.
Руки как боксёрские перчатки
Всё началось 17 лет назад, друг Василий Шевченко попросил помочь с пасекой. Андрей помогал, вникал, расспрашивал, а потом решил приобрести две свои пчелосемьи. Поначалу было непросто, кусали так, что руки становились похожи на боксерские перчатки. Но он решил вопреки всему научиться ладить с насекомыми.
– Спасибо Василию Шевченко за то, что привел в это дело, без которого я теперь не представляю свою жизнь, – говорит Андрей Кушмет. – Я не прочитал ни одной книжки, всё узнавал из практики. В свое время мне был дан самый главный совет – трудиться. Без труда не будет ничего.
Сейчас на его пасеке уже 15 пчелосемей. Кушмет и еще шесть его земляков прицепы с ульями перевозят в течение лета с одной культуры на другую.
– У нас в районе хорошая природа, много цветов, – отмечает пчеловод. – С крестьянами у нас взаимовыгодное сотрудничество: пчелы опыляют их поля, отчего повышается урожайность, а мы получаем мёд. К слову, если не опылять подсолнух, то его урожайность может упасть на 30-35%. Хозяева полей порой сами нас приглашают. Останавливаемся и там, где земля не обрабатывается. Такие поля зарастают донником, а это хороший медонос, из него получается душистый мед.
Жизнь короткая, но полезная
Андрей Кушмет за годы жизни при пчелах хорошо изучил повадки насекомых. Говорит, людям есть чему поучиться у крылатых тружениц.
– У меня на работе в подчинении шесть человек, и я считаю, что многое зависит от отношения к работникам, тогда и отдача будет соответственная. Так же и у пчел: если к ним хорошо относиться, то и они ответят тем же. Вот я, например, работаю без рукавиц и маски. Если делать всё аккуратно и не дразнить их, то и они не тронут. Им не до этого, потому что все своим делом заняты. Людям в первую очередь нужно поучиться у пчёл трудолюбию, семейности и организованности. Как только вечереет, они залетают в улей и всё, что наносили за день, перерабатывают. Они совсем не спят, трудятся день и ночь, так как жизнь у них короткая – не более 20 дней.
Короткая, но полезная. Вот она философия жизни, когда нужно ценить каждый день. А отношение к труду – это и вовсе размах государственного устройства. Когда у пчел нет работы, они становятся злыми, могут нападать друг на друга или собраться в рой и улететь. Ничего не напоминает? Сценарий многих сёл в 90-е годы. Работа – вот что нужно человеку, чтобы не нападал и не улетал…
– Кстати, если рой улетел, это большой убыток, потому что одна семья стоит более 15 тысяч тенге. Так что пасечник должен следить, чтобы в пчелином государстве было всё для нормальной жизни. У пчел, к примеру, всегда должна быть свежая вода. В прошлом году жара была сильная, так они по шесть фляг в день выпивали. А вообще, пасека – это удовольствие. Я никогда двери в вагончике не закрываю, даже ночью. Чистый воздух, птицы поют, зверьё гуляет. Недавно козел ночью забрёл…
Дружите с пчеловодом!
За сезон пчеловодам удается провести порядка трех откачек, но многое зависит от погодных условий и культур, на которых стоит пасека.
– В этом году качали мед всего два раза, – рассказывает пчеловод. – Лето дождливое, солнца не хватает. Весной жимолость, акация не давали ничего, и приходилось подкармливать пчел медом. Меня Василий Васильевич научил никогда ничего не подделывать, тогда и клиенты будут. Если честно, я даже не знаю, как отличить хороший мед от плохого. Какой есть у меня, такой есть. У каждого сорта свои особенности. Если пасека стоит на подсолнухе, то мед крупнозернистый желтого цвета и быстро кристаллизуется. Разогрев его на паровой бане, можно сделать жидким, а потом он быстро вновь кристаллизуется. Гречишный мед может стоять долгое время в жидком состоянии. Чтобы лакомиться настоящим медом, я советую всем дружить с хорошим пчеловодом.
Кусаются, но не собаки
Нельзя не сказать о пользе пчел. Полезны даже их укусы.
– Бывает, наработаешься, и спину так прихватит, что ничего не поднять, – делится пчеловод. – Тогда на больное и предшествующее кровотоку места сажаю пчелок. Укусив человека, они погибают, а в тело поступает из жала яд, который в небольших количествах даже полезен. Через полчаса уже работаю, будто ничего не болело. А вообще, конечно, пчелы кусают постоянно, но для меня это уже обычное дело. Но если человека, далекого от нашего дела, укусит пчела, нужно первым делом вытащить жало и обработать место укуса спиртом. Грибникам и ягодникам советую подальше от пасеки ходить. Если нечаянно придавить одну пчелу, то другие слетятся на запах яда и начнется атака. Чтобы предотвратить несчастные случаи, мы стараемся стоять за пять километров от населенных пунктов.
С Андреем на пасеке всегда рядом собака. «В чистом поле без Бима никак, – признается наш герой. – Есть с кем поговорить, покормить, да и звонок хороший».
Философия пасеки
Родные Андрея Кушмет давно поняли, что у мужа и отца есть и пчелиная семья, и с этим лучше смириться. Более того, уже есть планы передавать навыки по наследству.
– Потому что этот труд – отдых для души. Один год я не держал пасеку, так ходил как неприкаянный.
Здесь, и правда, нет пустой суеты, а в жужжании пчелиного роя, если прислушаться, самая настоящая философия. Качественной жизни, не пустой.
Евгения РАМЕНСКАЯ
Фото автора