Что ждет Казахстан в условиях предстоящих антироссийских санкций со стороны США? Об этом разговор с кандидатом экономических наук КГУ им.Байтурсынова Андреем КОВАЛЕМ.
– Андрей Петрович, в начале августа Президент США подписал закон о расширении ряда секторальных санкций против экономики РФ. Насколько это ограничит Россию и как это скажется на нас?
– Само принятие санкций на законодательном уровне в Америке – это не так важно, как может показаться. США не входят в основное число партнеров ни Казахстана, ни России. Другое дело, что наша страна, по данным Федеральной таможенной службы РФ, вошла в десятку ведущих российских торговых партнеров. Мы даже вытеснили из этой десятки Японию. Да, Россия – это не идеальный партнер, но это наш партнер, с которым мы работаем уже на протяжении трех столетий, и нужно как-то продолжать работать дальше.
Безусловно, ужесточение санкций, если оно будет, неприятно скажется на наших предприятиях, ориентированных на Россию. Потому что готовая российская продукция из нашего сырья поставляется широкому кругу партнеров из той же Европы, которые могут присоединиться к американским санкциям. Да, у нашего соседа снизятся возможности продавать свою продукцию на Запад. Но никто не мешает искать партнеров вне европейского круга. Россия достаточно успешно противодействует уже действующим санкциям, хотя для ее экономики это болезненно – ресурсы задействованы на поиск партнеров, на переориентирование предприятий.
– Санкции – мера, казалось бы, политическая, но при этом значительно затрагивающая экономику...
– Это так. Мы много говорим о дедолларизации экономики, о зависимости от рублевой зоны. Но дело в том, что экономика Казахстана завязана на очень ограниченный круг товаров и достаточно ограниченный круг партнеров и финансов – американский доллар, евро, российский рубль. Поэтому нам надо говорить не о влиянии антироссийских санкций на Казахстан, а ставить вопрос о неустойчивости нашей экономики к неблагоприятным внешним факторам. Когда мы говорим только о санкциях – это сужает спектр. До этого у нас было влияние мирового финансового кризиса, теперь это. Но мы не вспоминаем о том, что совсем недавно Казахстан был под американскими санкциями, когда США ввели 300-процентные таможенные барьерные пошлины на нашу сталь. Мы тогда оказались в центре антидемпингового скандала. Не раз возникали споры с Европой, связанные с ГМО в продуктах. Нам надо думать не о дедолларизации, а об устойчивости собственной экономики. Акцент нужно сместить на себя.
– Таким образом, большую роль начинает играть и Костанайская область как приграничный регион, в котором многие предприятия активно сотрудничают с Россией.
– Не так давно в СМИ писали о производителе туалетной бумаги из Костанайского района, который говорил, что хочет сдвинуть с рынка аналогичную продукцию из Набережных Челнов, и это абсолютно правильная постановка задачи. Нам нужно наполнить внутренний рынок, выходить с лучшими позициями на рынок внешний, а для этого наладить производство, чтобы товар производился и реализовывался в конкурентной среде. Вот тогда можно говорить об устойчивой экономике, не подверженной любым влияниям со стороны.
– Россия не только торговый партнер Казахстана, но и добрый сосед, политическое сотрудничество с которым очень ценится. Такие отношения помогут пережить сложную экономическую ситуацию, в которую попала РФ и которая уже влияет на Казахстан?
– Я повторю: Казахстан и Россия – это вековые партнеры. И постановка вопроса, как антироссийские санкции сказываются на Казахстане, абсолютно тупиковая, она выгодна лишь тем, кто хочет обострить казахстанско-российские отношения. Но обе страны ориентированы на развитие рынка, экономики и партнерских отношений.