Товарищество «Шеминовское», что в 25 км от Костаная, относится к тем хозяйствам вокруг областного центра, учредители которых неофициально именуются одним емким словосочетанием – «молочные короли»: ТОО им К.Маркса, Садчиковка, Шеминовка…
Выбор директора
Это преимущественно отсюда в город бесперебойно текут молочные реки, рождая законный экономический интерес к их первоисточникам: как удалось отладить этот механизм, при котором все стороны довольны? И когда я завел разговор с Юрием Чеховским, главным шеминовцем, насчет опыта, друга ошибок трудных, он ненавязчиво, но безоговорочно спровадил меня к Елене Бабич, заведующей лабораторией животноводства Костанайсконго НИИ сельского хозяйства.
Конечно же выбор директора был не случаен: как раз в этот день на базе «Шеминовки» начинался недельный семинар «по бонитировке (комплексной оценке) сельхозживотных мясного и молочного направления». Пятидневный семинар, я бы сказал, для крайне узкого круга лиц: в группу, ведомую Бабич, входили три специалиста из республиканской палаты калмыцкой, герефордской и казахской белоголовой породы скота, а также два зоотехника из хозяйств Актюбинской и Акмолинской областей. После научно-практических занятий эти люди получат соответствующие сертификаты. Вопрос: а зачем нам это надо?
Голландцев разбавили нашими
Начнем с коров. В Шеминовке молочное ядро состоит из 650 голов черно-пестрого голштинизированного скота под названием «Каратомар». До определенного времени это были просто коровы черно-пестрой породы, пришедшие в СССР из Голландии еще в 30-е годы прошлого века и стандартизированные в 1959 году. Это значит, что голландцев разбавили кровью коров наших, отечественных.
Но любая порода имеет свойство со временем терять свой биологический потенциал. Поэтому и было однажды в НИИ принято решение обратить внимание на шеминовский скот, подправить его хозяйственно-биологические особенности на предмет повышения удойности.
В итоге, читаю справку: «В результате совместной работы ученых лаборатории и специалистов сельхозформирований удалось сформировать и создать высокопродуктивные стада внутрипородного типа. Так, средний удой коров в ТОО им. К.Маркса составил 6586 кг, ТОО «Шиминовка» – 5564 кг, ТОО «ОХ Заречное» – 5086 кг, со среднесуточным приростом молодняка – 700-800 г».
В другой аннотации к научному труду читаю, что превосходство «Каратомар» над черно-пестрыми сверстницами очевидно: по продуктивности на 29%, повышает рентабельность производства молока на 8,5%.
«Из любвик животным»
Понятно, что дело этим не завершается: на создание чисто казахстанского внутрипородного типа скота уходит лет 30-40. Работа над «Каратомаром» началась еще в 80-х годах прошлого века под руководством ученого Телгоры Бримжановича Сартанова, который, к сожалению, так и не дождался венца трудов своих.
Говоря о дне нынешнем, стоит, видимо, напомнить, что в работе научных учреждений тоже произошла большая ломка: и невостребованность была, и хроническое недофинансирование, и, как следствие, утечка кадров. Кадры и сейчас не в очередях стоят – молодым надо всё и сразу: приличную зарплату, квартиру, соцпакет. Хорошо, если попадется такой человек, как Елена Бабич.
В юные годы закончила ветеринарный колледж – «из любви к животным», как она сама мне сказала. Затем был университет им. Байтурсынова по специальности «зоотехния», потом, что называется, без отрыва от производства с отличием отучилась в Троицкой ветакадемии, в которой ей пребывать еще год, но уже в качестве аспиранта. В общем, через год мы получим полноценного кандидата наук.
Такое тесное совмещение в лице этой молодой женщины научных и практических знаний, пограничных, но все-таки разных сфер, таких как ветеринария и зоотехния, говорит и о личной целеустремленности, и о той, безусловно, научной школе Костанайского НИИ в лице Виктора Попова, под руководством которого Бабич начинала простым лаборантом. И это в основе своей отнюдь не кабинетная работа: будь любезен, найди хозяйственников, которые вместе с тобой, ученым, будут согласны ждать долгие годы реальных результатов. Конечно же есть программные линии, которые субсидируются госбюджетом, но этот кусок масла не так жирен, как хотелось бы.
Лишними умы не бывают
Нынешний этап работы над внутрипородными свойствами черно-пестрых охватывает семь тысяч КРС, в то время как, по заверению Бабич, более широкий ареал исследования позволил бы привлечь новых специалистов к решению научных задач. Лишними умы никогда не бывают. «Мы бы значительно быстрее улучшили племенную базу скота в Казахстане».
Это верно. Пока мы тратим бешеные деньги на завоз скота с дальних зарубежных берегов, а он, этот бедный скот, лишившийся родного ласкового австралийского (канадского, аргентинского) солнца, мрет у нас от непогоды и несбалансированного корма, наши аборигены в виде того же «Каратомара» продолжают героически нести свое вымя на благо продовольственной безопасности страны.