Почему талант – это или кувшин, или кусок глины, говорим с универсальным гитаристом Сергеем КНАУСОМ.
Сергея мы увидели на первом интерактивном квартирнике. Выйдя к свободному микрофону, он бесхитростно признался зрителям: «Я тут немного накосячил». А публика была шокирована – на гитаре Сергей умеет один в один воспроизводить звук барабана. Этот стиль называется «перкуссионный фингерстайл». А еще этот парень учит игре на гитаре костанайцев, которых не берут в музыкальные школы – пенсионеров и детей с ограниченными возможностями...
– Сергей, откуда вы появились? До квартирника про вас будто вообще никто не слышал…
– Это было мое первое публичное выступление. Пожалел, что выбрал именно эту мелодию, она сложновата. Играю обычно без волнения, но стоит чуть-чуть понервничать, начинается трясучка. И руки немного подвели. А так мне понравилось. Хотел показать людям, что на гитаре можно и так играть. Что это универсальный инструмент, который может заменить целую группу.
– А бывает такая необходимость?
– Бывает. В небольшом городе люди сбиваются в группы и играют вместе. Так вышло, что мои попытки играть с кем-то заканчивались плачевно. У каждого своя жизнь, очень сложно состыковаться и создать совместный проект. А тут я увидел в Интернете, что какой-то пацан смог сам сыграть и ритм-партию, и соло-партию, и барабаны. Подумал: тоже так хочу. Нашел первого композитора, который придумал так играть – Тобиуса Раучера, начал учиться по его видео. Долго учился. Бывало, провожал закат с гитарой и встречал рассвет с нею же. Играешь, начинают болеть пальцы, психуешь, начинаешь смотреть видео с гитарной игрой, чтобы отдохнуть... Какое-то фанатичное состояние у меня было.
– И ради чего?
– Хочу сделать качественный звук. Не хочу славы. Я совсем не нуждаюсь в том, чтобы упиваться фактом своего нахождения на сцене. Но я хочу, чтобы люди слушали музыку и удивлялись. Хотя свой звук я еще не нашел. Мелодии крутятся в голове. Приобрел хорошее оборудование, чтобы их записывать: звуковые карты, микшеры. Но записываю и тут же удаляю, так по многу раз. Не нравится. Может, музыкальный редактор из меня плохой, но я пока пробую. Посмотрим, как дальше будет.
– Чтобы начать преподавать гитарную игру, нужно иметь какой-то опыт. С чего гитара началась для вас?
– В музыкальную школу я не ходил. Даже не знаю, взяли бы меня туда... Выучился уже подростком, сам, потому что захотелось. А в колледже отучился на архитектора. Между прочим, на отлично, многим однокурсникам делать проекты помогал. Поработал по специальности какое-то время, но так вышло, что трудозатраты не совпадали с оплатой труда. Слишком много за слишком мало. Хотя мне было очень интересно, я люблю архитектуру. Не знал, что делать – подал объявление в газету, что могу обучать гитарной игре. Друзья смеялись: «Да какой из тебя учитель»?! А я для себя решил главное – мне не должно быть стыдно перед учениками. Потому готовился к урокам очень тщательно. Бывало, сам отрабатывал урок три-четыре часа, а пришел к ученику – и мы прошли его за час.
– И преподавать понравилось?
– Очень. Я слежу за каждым учеником как надзиратель. Они должны прислать мне по WhatsApp видео с выученным домашним заданием. Нет видео – нет следующего урока. А иначе мы дальше не продвинемся, а только потратим родительские деньги. Вообще моя цель – чтобы они в будущем умели играть без меня. Научились? Всё. Уроки больше не нужны.
– Но нотам вы учеников не учите?
– Подхожу с другой стороны – нам нужно научиться красиво играть, здесь ноты уже не так важны. Но если ученик задает вопрос, то я отвечаю. Значит, ему это нужно и интересно, раз вопрос появился: «Почему нужно прижимать струну именно на третьем ладу, а не на втором или на четвертом?» А потому что тут чистая нота. Без диезов и бемоля. Что это такое? Когда нота уходит либо вниз, либо вверх по звуку, но еще не переходит на следующую ноту.
А дальше уже вопросы растут как снежный ком: «А что такое октавы?», «Почему у одной и той же ноты может быть разное звучание?» Начинаем говорить про аккорды. Что первый – это ля минор. Это его имя, как наши имя и фамилия. Нужно просто выучить, а потом поиграешь годик и начинаешь понимать, почему минор, почему мажор. Но никогда не даю человеку больше, чем он может усвоить. Если вижу, что всё, дальше информация не идет, останавливаюсь. Урок необязательно длится час. Если ученику интересно, то можем играть и дольше. Тут уже от каждого зависит. Бывает, рекомендую ребенку играть по 40 минут в день, а он, стирая пальцы, играет по два-три часа. Конечно, добивается результатов.
– Научить игре можно любого?
– Я считаю, что да. У меня были незрячие ученики, были с поражением центральной нервной системы. Взрослые обращаются. И даже пенсионеры, решившие открыть для себя инструмент. И почему-то многие считают, что левша не может играть на гитаре. Может. Я сам левша. И тут уже объясняю хитро: «В гитаре на левую руку приходится больше работы, а у вас эта рука – рабочая. И кому теперь легче?» Родители часто мне говорят: «Хотим просто, чтобы играл для общего развития, а не ради оценок». Хотя некоторым я оценки ставлю. Тем, кто без них не может учиться. Это уже психология. Важно найти подход к каждому. А что касается развития, то игра на гитаре – это работа двух рук, совершающих одновременно разные действия. Конечно, это будет сложно. Говорят, каждый скрипач и каждый гитарист должен уметь одновременно рисовать круг и треугольник. Это же развитие.
– Считаете себя сложной творческой личностью?
– Вообще, нет. Бывают тонкие натуры, я не из таких. Люблю работать. Увлекаюсь скульптурой – килограммами закупаю пластилин и леплю барельефы. Нравится мне, когда на стене есть выступающие композиции. Еще во время учебы этим увлекся. Выращиваю виноград и варю домашнее вино. Стабильно – по 200 литров в год выдаю. Есть люди, которые хотят покупать у меня, но у меня не всегда оно есть в наличии. Вожусь в огороде, рисую. Искреннее считаю, что талант – это только работа. Способности могут быть у каждого, но они как кусок глины – могут стать кувшином, а могут остаться куском глины. Я так не хочу. И не считаю, что интересно может быть только в большом городе. Надо просто увлечься занятием, и тогда тебе нигде не будет скучно.