Ровно полвеканазад Назарбек САНДЫБЕКОВ стал Героем Социалистического Труда. О его трудовом подвиге в докладе, посвященном юбилею начала освоения целины, упомянул Нурсултан Назарбаев. Президент назвал его хорошим организатором производства и квалифицированным специалистом. Совхоз «Майский» в Карасуском районе под его руководством стал получать по 19 центнеров пшеницы с гектара – за этот результат Сандыбеков и получил самую высокую награду СССР.
Как нужно жить
Назарбек Сандыбеков ничем не жертвовал ради карьеры. Он не шел на уступки ради собственной выгоды, не унижался и никого не «подставлял», чтобы достичь цели, не жаждал богатства. У них с женой Жалел Оспанкызы родилось десять детей. Единственная любимая женщина в его судьбе, прекрасная жена и хозяйка, мать-героиня, она тоже не стремилась к внешнему шику – все силы отдавала семье.
На сегодняшний день их род продолжают шесть сыновей и две дочери, 15 внуков и правнуков. Трогательные слова для дедушки нашла одна из внучек: «Я его не видела, но везде встречаюсь с его именем. В селах Карасу и Майском есть улицы его имени. Он был сыном репрессированного, трудно было жить и работать. Когда началась война, дедушке было 13 лет, и он работал в колхозе наравне со взрослыми. Колхозники высоко ценили его трудолюбие и честность, он пользовался уважением стариков, и по их рекомендации вступил в партию. Где бы он ни работал, всегда добивался высоких результатов. Дедушка был талантливым – писал стихи, пел песни, хорошо плавал, был отличным стрелком. У него все выходило отлично…»
Почему мы начали рассказ о Сандыбекове не как о директоре, а прежде всего как о человеке? Чтобы и у читателя возникла та же душевная симпатия к нему, как у нас, когда мы знакомились с семейным архивом, разглядывали фотографии, слушали рассказы.
Не так много людей осталось, которые работали с ним рядом. Например, бывший аким Карасуского района Азамат Турсунов говорит, что был мальчишкой в пик деятельности Сандыбекова. Но его отец, Жанабиль Турсунов, работал главным бухгалтером в Майском. Об этом упоминает и 84-летний Торсан Нурмухамбетов, чья карьера начиналась в том же совхозе главным агрономом. Это он подсказал заголовок к нашему очерку. 30 тысяч гектаров земельных угодий было в Майском – и ни одного сорняка.
Технологии шестидесятых
– «Майский» был новым совхозом, образовался в конце 1963 года, – рассказывает Торсан Нурмухамбетов. – Первый директор здесь тоже был замечательный. К сожалению, его уже нет с нами – Анатолий Калинин. И с Сандыбековым работалось хорошо всем специалистам. А мы с ним были коллегами – он до Майского тоже главным агрономом работал. Кроме этого, он назначил меня заместителем по производству. Как-то приехал к нам Александр Федякин, Герой Соцтруда, депутат Верховного Совета Казахской ССР, первый секретарь Комсомольского (Карабалыкского) райкома партии. Осмотрел поля, а потом предлагает показать участки, где сорняки есть. Но таких у нас не было, потому что во главе нашей работы была культура земледелия. Не только сорняка, даже «сорнячка» на наших полях не водилось, даже между клетками.
Мы по тому времени использовали самые передовые технологии, начинали применять противоэрозийную технику. У нас использовались глубокие рыхлители, с лапами, со стойками, применялась безотвальная пахота, обрабатывали почву культиваторами, использовали диски и одновременно прикатывали. Сандыбеков стал внедрять этот метод с самого начала работы...
Торсан Салыкович рассказал интересную историю о том, как пришли в совхоз первые «Кировцы», специалисты и механизаторы, привыкшие к тракторам ДТ-54, испытали шок:
– В первое время «Кировцы» стояли на машдворе. Потом поручили их работникам, у которых было высшее образование. Далее посадили на К-700 людей со средним спецобразованием. И лишь после этого решили направлять рабочих на курсы в Ленинград, на завод имени Кирова. Только механизаторы первого класса этой чести удостоились. Вот когда они вернулись с курсов, тогда и стали нормально использоваться трактора в совхозе, и постепенно мы к «Кировцам» привыкли…
Основной культурой была пшеница, 90 % площадей основной сорт - «Саратовская-29». Никто не называл ее монокультурой – стране нужен был хлеб, много хлеба. Уже в то время в Майском выращивали мясной и мясомолочный скот – казахскую белоголовую породу и симментальскую. Для фермы выращивали ячмень, овес, многолетние травы.
По словам Торсана Салыковича, коллектив совхоза был крепким. Работали опытные управляющие отделениями, например, известный всему Карасускому району Александр Влахно. Жумаш Мнайдаров управлял вторым отделением. Может, читатели напомнят, какое имя было у Салпенова? В 60-е годы он был управляющим первым отделением «Майского». Одна из целей нашего проекта – вспомнить вместе с лучшими директорами и лучших специалистов, механизаторов, животноводов. Тех, кто поднимал аграрный комплекс региона, кто возвысил тогдашнюю Кустанайщину в глазах всей огромной страны. Сегодня мы говорим о легендарных руководителях, а тогда легендарной была вся Кустанайская область – ее хлеб, руда, трудовые подвиги.
Правильный характер
На вопрос о том, каким был характер у Сандыбекова, Торсан Салыкович ответил просто:
– Вы же знаете правило: директор без характера – совхоз пропащий. Назарбек Сандыбекович имел правильный директорский характер, был требовательным к себе и другим. А иначе успеха не было бы. Но мы чувствовали в нем не только директора, но и старшего брата.
С Торсаном Салыковичем мы разговаривали долго. Когда Сандыбеков стал Героем Соцтруда, его наградили орденом «Знак почета». Когда Назарбек Сандыбекович получил Золотую медаль ВДНХ – Нурмухамбетову в Москве на Выставке достижений народного хозяйства вручили Серебряную медаль. На ВДНХ приглашали тех, кто побеждал во Всесоюзном соцсоревновании. Скоро Торсана Нурмухамбетова из Майского забрали – директором совхоза имени Майкутова Аркалыкского района. В дальнейшем он работал на юге области начальником сельхозуправления, председателем райисполкома, первым секретарем Амангельдинского райкома партии.
Есть такие резервы
«КН» располагают подборкой комментариев к биографии и личности Назарбека Сандыбекова. Люди высказывались о нем в разные годы, когда отмечали дни его памяти. Коллеги, друзья вспоминали, как с его приходом в Майский резко выросла урожайность полей: с 7 центнеров до 19-ти. По плану совхоз должен был сдать государству 14,5 тысячи тонн зерна, а сдал 35 тысяч.
– Он всегда говорил, что у каждого из нас есть такие резервы, которые позволяют сделать, казалось бы, невозможное, – вспоминал в свое время редактор карасуской районной газеты Михаил Слабунов. – Эти резервы не предусмотрены никакими планами и графиками – они внутри нас, в сердце, в силе и воле…
Назарбек Сандыбекович был эрудированным человеком, у него были передовые взгляды. Его близкие вспоминают: когда он читал Дейла Карнеги, оставлял закладки на тех страницах, которые его особенно впечатляли. Например, подчеркнул слова: «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе». Он говорил, что другой земли у нас нет, надо жить и работать на той, что нам дана, в любых условиях…
Он был участником Всемирного конгресса миролюбивых сил (Москва, октябрь 1973 года). Там было 3200 делегатов из 143 стран мира, представители 120 международных и 1100 национальных организаций и движений. Сандыбеков достойно представлял Казахскую ССР. Лозунг форума звучал так: «Мир – дело всех и каждого». Он актуален и сегодня. Так же, как актуальны люди того же порядка, что и Назарбек Сандыбеков. О нем говорили, что он был человеком своего времени, сложного и противоречивого. И он делал для него то, что было в его силах. Поэтому время не стерло его из памяти людей.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Героя труда Казахстана С. Б. Буканова.
Фото из семейного архива Сандыбековых