Сегодня во Владивостоке заканчивает свою работу очередной Восточный экономический форум, на котором могут определиться дальнейшие перспективы экономического и внешнеполитического взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском и Евразийском регионах. Об этом мы переговорили с Сергеем Самаркиным, кандидатом исторических наук, деканом факультета дополнительного образования КГПИ .
В настоящее время проблемы развития евразийской интеграции выходят далеко за рамки постсоветского пространства. Проведение очередного форума на Дальнем Востоке – тому прямое подтверждение. Отметим, что форумы в последнее время становятся наиболее действенной формой принятия важнейших решений большинства интеграционных объединений. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) не является исключением. Он укрепляется не только на внутренней основе, но и выходит на новые пространства и регионы. Связано это с возрастанием влияния экономик ведущих стран мира, того же Китая. Не случайно, что в рамках Восточного экономического форума в очередной раз активно обсуждаются транспортно-логистические проблемы. Последние годы в рамках государственных стратегий Казахстана и Китая реализуется инициатива Экономического пояса Шёлкового пути – гигантской транспортной развязки, соединяющей Китай через Казахстан с Россией и Европой. Более того, Китай предлагает учредить в конце сентября Международную академию Шёлкового пути в рамках евразийской интеграции. В этом проекте намечается участие более полутора десятка стран, а обсуждение важных вопросов на постоянной основе будет вестись на ежегодных экономических форумах в Астане.
Проект наверняка приведёт не только к усилению экономического взаимодействия, но и к снижению давления доллара на все континентальное пространство. Правда, при этом требуется разрулить ряд политических размолвок. Отнюдь не случайно, что в начале этого месяца Н. Назарбаев сделал поручение правительству работать с учетом «антироссийских санкций», прямо или косвенно влияющих на нашу экономику. Возникающие при этом сложности предполагают поиск новых стратегических партнеров в рамках интеграции Евразийского экономического союза. В рамках блока активно расширяется пространство зоны свободной торговли. В 2015 году в него вошел Вьетнам. На форуме во Владивостоке обсуждались перспективы Индии и Сингапура. Свою заинтересованность в сотрудничестве с ЕАЭС высказывают десятки стран, среди которых вполне респектабельные – Израиль, Египет, Иран, Ю. Корея, Индонезия, Чили, Пакистан. Проект расширения зоны свободной торговли вполне способен создать ядро не только региональной, но и континентальной интеграции с выходом на глобальный международный статус.
В этом процессе многое зависит и от других региональных объединений. Одним из важнейших векторов влияния остаётся Азиатско-Тихоокеанский регион (АТЭС). На страны АТЭС приходится более половины всех мировых экономических ресурсов. При этом наблюдается обилие проблем – это главным образом политические и территориальные разногласия и, как следствие, отсутствие строгой интеграционной составляющей. Внутри объединения также наблюдается блоковость: англосаксонский блок во главе с США плюс Япония; Китай плюс Россия (читай Евразийский экономический союз); «Азиатские тигры» и регион Юго-Восточной Азии; страны Латинской Америки.
Усиление евразийского влияния наблюдалось в АТЭС ровно пять лет назад, когда Россия председательствовала в объединении и провела во Владивостоке обширный саммит. Теперь ситуация во многом не способствует единству политических мнений. Но политические вопросы отходят на второй план, когда речь идёт об экономических выгодах. А для этого необходима принципиально новая логистическая система (о чём говорилось выше), которая способна создать транспортный мост между Европой и Тихоокеанским кольцом. Никакие санкции не способны разрушить эту благую идею. Не случайно, что представители крупного американского, азиатского и европейского бизнеса не отказались от участия в нынешнем Восточном экономическом форуме.
В числе главных вопросов форума – энергетическое сотрудничество, развитие новых технологий и продвижение туризма. О значимости форума свидетельствует тот факт, что в нём впервые участвуют руководители крупнейших региональных интеграционных объединений. Речь идёт о Генеральном секретаре Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Р. Алимове. Он являлся спикером сессии «Большое евразийское партнерство – как расширить пространство совместного развития, ориентированного в будущее». Ее главная задача – продвижение инициатив регионального торгового и экономического взаимодействия. А в результате обсуждений и переговоров должны определиться ближайшие перспективы организации, в которую входят ведущие страны региона, в том числе Китай, Россия и Казахстан.
О роли Казахстана в рассматриваемых процессах свидетельствует тот факт, что на днях первый вице-премьер Правительcтва Российской Федерации Игорь Шувалов официально заявил, что функцию лидера и посредника в спорах в Евразийском экономическом союзе должен взять на себя Казахстан, ведь продвижение евразийской идеи, по мнению чиновника, есть исключительно идея главы нашего государства. Несомненным плюсом может стать и меньшее прямое санкционное давление Запада, что может лишь упрочить наши континентальные амбиции.