Наша главная беда – невежество, уверен Нуркерей УТЕУЛИН. Он заведует библиотекой в областной мечети не один год. И считает, что книги могут спасти человечество от религиозного терроризма и экстремизма.
– Мы в последние годы слишком увлеклись экономикой, оставив на второй план культуру и религию. Президент Нурсултан Назарбаев правильно сказал, что надо бороться не с религией, а с деструктивными течениями. А последние рождаются только из-за нашего незнания. Сейчас в информационных войнах формируется исламофобия. Но, послушайте, благодаря мусульманам появились больницы, возникла медицина, пособия для детей, как и пенсии для старых людей – тоже придумал Восток.
Знаете, мусульманин – это тот, кто людям желает того, что и себе. А плохого себе не пожелаешь. Из десяти грехов девять, по Корану, мы делаем языком. Один мусульманский ученый сказал: «Я не могу всем добро делать, но могу не приносить вреда». Пророк Мухаммед тоже говорил: «Говорите или благое, или молчите». Ислам к этому призывает. Разве такие люди могут идти с оружием? Как мусульманин пойдет убивать невинных, если в исламе убийство одного приравнивается к убийству всего человечества. А спасешь одного – словно все человечество спас.
– А как же тиражированное выражение «убивать неверных»?
– Сегодня многие выдергивают фразы из контекста Корана в угоду своим интересам, и тем самым искажают смысл написанного. Это касается и фразы об убийстве неверных. А историей появления этого выражения никто не интересуется. Дело было так. Войска шли на город, в котором жил пророк, и он не знал, что делать. Тогда Всевышний спустил ему суру: убивайте неверных или будете убиты вы и ваши семьи. То есть мусульмане должны были защищаться. Это была временная (!) мера в тех обстоятельствах.
Что касается народа, он у нас верующий. Вот только в душе вера есть, а в уме знаний нет. Я пришел в мечеть лет пять-шесть назад. Смотрю, у имамов времени на всех не хватает, вот и предложил организовать хорошую библиотеку, чтобы можно было прийти, открыть книжку, а они у нас на трех языках – казахском, русском, арабском – и не спорить по основам ислама. Я же по образованию историк. Уровень знаний у прихожан разный. Вот и помогаю подбирать литературу. Горжусь нашей библиотекой. Здесь более двух тысяч книг.
– Откуда поступает литература?
– Прихожане дарят. Этот поступок считается благим деянием. Человек уйдет из жизни, а его книги будут читать, получать знания. Книги, конечно же, проверяет имам. Чтобы никакой неверной информации не было. Кому читать лень, можно воспользоваться аудиодисками, послушать проповеди на русском и казахском языках в наушниках, не мешая другим. Можно и домой взять книгу.
К нам приходит немало школьников, студентов. Стали появляться и госчиновники. Им вообще нужно вменить в обязанность знать ислам. Вот представьте: сижу я, рядом сидит радикальный мусульманин. Никакой чиновник не отличит нас. Я у руководства структуры по борьбе с религиозным терроризмом спрашивал, а где ваши сотрудники? Почему не приходят в нашу библиотеку? Как можно быть мусульманином и ничего не знать о своей религии? Откуда возьмется знание, если нет информационной пропаганды, никто книг не читает…
Вот когда в голову вобьём знания – будем жить, как сейчас живут в арабских странах.
Там на одной нефти в роскоши утопают, а у нас вся таблица Менделеева. Друг съездил в Дубаи и удивился – родившемуся ребенку там сразу открывают счёт и кладут средства, полученные с прибыли от реализауии нефти. Молодоженам виллы дарят, они даже отказываются. В Коране так и написано, что будет время, когда милостыню подать некому будет. А чем мы хуже?
– Но деньги часто и портят людей.
– Деньги дает Всевышний, он человека проверяет. Многие становятся жадными. Но немало и щедрых людей. Один мужчина в Алматы пришел в мечеть и раздал два миллиона долларов всем, кто намаз читал. Главному имаму Кокшетауской мечети подарили джип. Он его продал, и на эти деньги купил квартиру женщине – техничке, одной воспитывающей восемь детей. Мусульманам надо соревноваться в благих деяниях.
Если бы все чиновники были мусульманами – настоящими, – не пришлось бы бороться с коррупцией. Ведь мусульманина не подбить на неблаговидный поступок. Он ответит: люди не видят – Аллах видит.
Среди наших мусульман в последнее время становится много корейцев, русских, немцев… Потому что, когда начинаешь разбираться в тонкостях и нюансах ислама, человек не может не принять его.