Казахстанские теннисисты стали третьими в мире. Впервые такой успех. Честь страны на XXIII летних Сурдолимпийских играх в Турции защищали костанайцы Данияр ИСКЕНДИРОВ (на фото справа) и Канат КОНКУБАЕВ (на фото слева). Их победа – не закономерность, она, скорее, вопреки.
Фанатики
Тренер РК по настольному теннису Серик Данияров более 20 лет работает в Костанайской школе-интернате для детей с нарушением слуха. Пришел сюда в 1998 году учителем физкультуры, а сегодня – директор. Серик Ислямович поддерживает ребят во многих начинаниях. Так 16 лет назад разглядел в двух первоклашках больших спортсменов.
– Канат с детства играет в волейбол, баскетбол, – рассказывает тренер. – Вместе со здоровыми ребятами ходил в ДЮСШ, ездил на соревнования. В восьмом классе усиленно занялся настольным теннисом и стал тогда третьим в Казахстане. Данияр танцует лезгинку, знает много жестов. Когда мы приезжаем на соревнования, переводит мне речь представителей разных стран, потому что знаком хорошо и с китайскими жестами, и с американскими. Ребята росли, и пришел момент, когда я понял, что не успеваю за ними. Мне стало сложно стоять у стола, спарринговать, тогда я предложил сыну Гаипу взять их под свое крыло.
Гаип Данияров до 2007 года входил в сборную Казахстана, мастер спорта РК, неоднократный чемпион республики по настольному теннису.
– Отец – фанатик настольного тенниса, каждую тренировку работаем на все сто, – рассказывает Гаип. – Папа меня тренировал с шести лет. В 2007 году предложил взять шефство над ребятами. Поиграв на чемпионатах мира я решил, что мне есть чем поделиться. Данияра и Каната знаю с малых лет. Я в детстве часто приходил к отцу на работу, играл с мальчишками из интерната в футбол. До нашей работы Канат и Данияр уже выигрывали чемпионаты Казахстана среди глухих. С того момента как я с ними, мы их ни разу не проиграли, девять лет подряд. Всегда и везде вместе: сборы, соревнования... 24 часа в сутки. Они мои, можно сказать, братья. Друг друга понимаем по взгляду.
Сегодня Серик и Гаип Данияровы тренируют ребят вдвоём: отец занимается теоретической и психологической подготовкой, а сын – силовой.
Третьи в мире!
Путевку на Сурдолимпийские игры костанайцы себе обеспечили, заняв пятое место на чемпионате Азии в прошлом году. И вот, третье место в мире!
– Четыре года назад на Сурдолимпиаде наши ребята были девятыми, в этом году прыгнули выше головы, – отмечает Гаип. – Нас поддерживает облуправление спорта, а в этом году деньги на поездку выделила Дирекция штатных национальных команд и спортрезерва.
В Сурдолимпийских играх принимают участие только спортсмены с нарушением слуха (потеря не менее 55 дБ на «лучшее» ухо). В этот раз в теннисе соревновались 35 стран. Наши ребята в финале встретились со спортсменами из Южной Кореи, которые являются лидерами в теннисе как среди здоровых, так и среди людей с ограниченными возможностями. В напряженном поединке наши переиграли корейцев 3:2. В финале уступили теннисистам из Тайбея (Тайвань), они взяли серебро, золото у сборной Китая.
Мастера маленькой ракетки
Канат и Данияр родом из Узункольского и Аулиекольского районов.
– Они не слышат звук мяча, его отскок от стола, могут только смотреть и по вращениям понять, с какой скоростью идет мяч, – говорит Гаип. – Я пробовал поиграть, не слыша звуки, вставлял беруши. Оказалось невероятно сложно.
Серик Данияров, владеющий сурдопереводом в совершенстве, помог пообщаться с ребятами.
– Очень запомнилась игра с корейцем. Я победил его, но очень волновался, – делится Данияр Искендиров. – Вернувшись, мы с Канатом продолжаем тренироваться, чтобы через четыре года взять на Сурдолимпиаде золото!
– К сожалению, Турцию посмотреть не удалось, ранний подъем и долгая дорога не оставляли времени, – говорит Канат Конкубаев, и добавляет. – У меня растет дочь. Хочу, чтобы в нашей семье всё было хорошо. Первое время супруга не была согласна с тем, что я усиленно тренируюсь, но всё равно поддерживала, а сейчас есть победы и призовые, это немаловажно.
Есть проблема
То, о чем говорит Канат, очень важно. Парням за победу дадут по однокомнатной квартире в Костанае и призовые. Вот только призеры мирового уровня тренируются на базе школы-интерната.
– В Костанае нет спортзала для взрослых теннисистов. Тот небольшой, в социально-техническом колледже, предназначен для детей, и когда мы туда приходим, малышам негде заниматься, – объясняет тренер Гаип Данияров. – Группа «высшего спортивного мастерства», в которую входят наши ребята, должна тренироваться по три-три с половиной часа два раза в день. У нас не найти зал с такой арендой, дают максимум на два часа. За это время только размяться успеешь. Потому идем к отцу в школу, ставим столы в коридорах, другого выхода нет.
Ну и заработок. Парни взрослые, надо на что-то жить, совмещать работу с тренировками всё сложней. Не потерять бы перспективных спортсменов.
– В других странах спортсмены живут за счет своих достижений, получают стипендии, не работают и только тренируются, – приводит пример тренер. – А наш Канат трудится в магазине, расставляет товар. Данияр – детский тренер. Получается, мы работаем как любители, а результаты выдаем как профессионалы…