Основная причина, почему люди попадают в деструктивные религиозные организации – невежество. Не зная тонкостей и нюансов религиозных направлений, легко купиться на обещанные златые горы. Это, кстати, также может сломать и личную жизнь. Как и произошло с нашей героиней.
Предложение
Многоженство в исламе не запрещено. И девушки, желая устроить личную жизнь, готовы стать не первой и не единственной. Асель (имя изменено) всегда была послушной дочерью, ответственной ученицей, способной студенткой. Окончив отделение иностранных языков, приехала в Алматы и поступила в Египетский университет исламской культуры «Нур Мубарак».
Говорит, всегда тянулась не только к языкам, но и к религии. Начала учиться на исламоведа. Процесс очень нравился. И, может, она бы окончила вуз с отличием, как прочили ей, если бы не одно обстоятельство.
Мужчина. Он жил в том же районе, что и Асель. Заприметил симпатичную девушку, начал ухаживать. Осыпал подарками, вниманием. Кто устоит? Наивная и искренняя, она была уверена, что все люди хорошие. Мужчина был старше девушки на семь лет, женат, растил троих детей. Когда он намекнул Асель, что хотел бы на ней жениться, она, влюбленная, согласилась. Правда, сразу поставила условие – совершить обряд никах по всем канонам ислама.
– Сейчас понимаю, насколько была глупой, – признается Асель. – Я знала, что в исламе разрешено двоеженство, и к этому предложению отнеслась серьезно, понимая, на что я даю согласие. У многих на юге по две жены. Обе живут в одном доме, на одной половине – первая, на другой – вторая. Я знала вторых жен. Видела, как обращаются с ними. Они неплохо живут, рожают. По светскому закону она получается гражданская, а по исламу – вторая. Я ожидала, что у нас не сложатся отношения с первой супругой. Но в любимом была очень уверена, ведь он же говорил, что верующий.
Свадьба и... развод
Родители Асель не стали ее отговаривать. Просто спросили, уверена ли она? Конечно, влюбленная девушка не сомневалась. Они поженились по исламским традициям в месяц Рамазан. Обряд никах прошел в одной из мечетей, имам лишь спросил, уверена ли девушка в своем решении. И все. Никаких объяснений этого ответственного шага, никаких задушевных бесед...
Муж снял для второй жены квартиру, и первые два месяца они практически не разлучались. Вскоре Асель забеременела. Мужчина представил жену маме и брату. Они вместе строили планы, как назовут ребенка, обсуждали, какие подарки преподнесут ее родственникам, когда приедут знакомиться в Костанай. А в один прекрасный день он пришел и сообщил, что они разводятся и, трижды сказав «талак», ушел.
– Я была в шоке, – рассказывает Асель. – Не только от предательства любимого человека, но и от его невежества. Многие мужчины думают, что заведут вторую жену как любовницу, а потом скажут ей три раза «талак» и она уйдет из его жизни. Не все так просто. Многие не знают тонкостей шариата – исламского права. Даже домашний скандал не считается поводом мужчине говорить «талак». Мужчина может развестись только если жена совершает грех – прелюбодеяние. И в том случае, если он ее застал с любовником в постели и при свидетелях, имеет право сказать «талак». Женщина уходит из дома и три месяца они не встречаются. Если за это время она не забеременела, а муж простил, она может снова вернуться в семью. А если забеременела, муж обязан ее содержать еще два года. Снова она изменила – сказал «талак» – процедура повторяется. Так до трех раз. И только после третьего раза женщина может устроить свою личную жизнь с другим мужчиной. Она же по исламскому праву развестись может только с помощью имама, если муж с ней плохо обращается и жена его не любит.
Конечно, как любая брошенная женщина, к тому же беременная, Асель впала в жуткую депрессию. Толком не спала, не могла сосредоточиться на учебе. Потом воры вынесли драгоценности, которые муж дарил ей и которые она никогда не надевала. Вместе с ними похитили и золото, подаренное родителями. Асель не хотела жить. От страшного шага уйти спасли родители, забравшие ее домой. Когда родился сын, она назвала его, как хотел муж.
Прошло пять лет. Молодая женщина встала на ноги. Три года назад начала свое дело. Знание иностранных языков очень пригодилось. Но душевная боль никак не утихала. Обратилась за помощью в мечеть, но там, по ее словам, никакой драмы в разводе не увидели. Найти точку опоры и покоя помогли в Ассоциации психологов Костанайской области. Ей она безмерно благодарна. Через суд пытается установить отцовство бывшего мужа, чтобы сын знал свой род. Теперь пишет книгу о своей жизни, о роли женщины в исламе, о том, как максимально безболезненно выйти из такой ситуации.
«Нужно для начала понять...»
Психолог Центра помощи пострадавшим от религиозных культов Елена ТОПОРОВА:
– Если женщине предложили брак по мусульманским канонам, не зарегистрированный в государственном органе, сначала нужно узнать человека и принципы такого брака. Года будет достаточно, чтобы понять, подходите ли вы друг другу или нет. Почему возникают такие ситуации, как у Асель? Сказывается элементарная безграмотность. Религия – очень мощный фактор, который психологически снимает бдительность и критичность восприятия ситуации. Потому что это священно, обусловлено традициями. И, кажется, если человек верующий, то он не может предать, обмануть, унизить... Верующий человек идеализирует духовность и саму веру, так же как и верующих. А девушке нужно для начала понять, действительно ли истинно верующий человек находится рядом с ней или его убеждения – видимость. Включайте критичность, узнавайте подробности обряда. Если брак духовный – сходите к имаму или священнику и получите ответы на все вопросы. Тогда, вступая в такие отношения, девушка будет готова к последствиям. Ко мне обращались девушки, которые приняли нетрадиционный ислам. Они и знать не знают, что это нетрадиционный ислам. Более того, в возрасте 16-18 лет у человека формируются отношения с противоположным полом. Человек обретает отношения или страдает от одиночества. Если одинокой девушке предложит мужчина ислам и такой вот второй брак, у нее совпадет внутреннее желание с предложенной возможностью, и она наденет хиджаб. И будет ждать любимого, и будет слушать его во всем. Нетрадиционный ислам играет на этом. Особенно, если у девушки проблема в отношениях с парнями. А тут молодой человек берет в жены, а факт, что он мусульманин, возвышает его в глазах женщины. Возникнет устойчивая взаимосвязь: религия и создание семьи – самая главная потребность любой женщины.
«Никаких прав у неё нет...»
Юрист газеты «Костанайские новости» Светлана АБДРАШИТОВА:
– В Казахстане многоженство запрещено. Второй брак по мусульманским традициям фактически обычное с точки зрения закона сожительство. Официальная жена априори, даже если сидит дома с ребенком, имеет право на половину нажитого имущества. А в случае так называемого гражданского брака никаких прав у нее нет. Что касается отцовства, если мужчина добровольно напишет, что ребенок является его – хорошо. А если не напишет, женщине придется в судебном порядке добиваться признания отцовства. Это дорогостоящая процедура, потребуется анализ ДНК. Это одно из доказательств отцовства. Помогут также фотографии отца с ребенком, письма, где он признает малыша своим. Если мужчина откажется от процедуры ДНК-тестирования, суд может обязать его пройти это исследование при наличии других доказательств. Если же ребенок родился в семье, женщине достаточно предъявить свидетельство о браке, и ребенка запишут на фамилию супруга. Ничего доказывать не нужно. Мужчина может только оспорить в судебном порядке отцовство. А в случае сожительства судьба незаконнорожденного ребенка остается под вопросом, как и нажитое имущество. Женщине нужно либо сразу все оформлять на себя, чтобы потом не доказывать. Либо такие «супруги» приобрели имущество во время совместного проживания, и оно будет числиться на мужчине, но потом женщине придется доказывать, что она при совместном проживании имела доход. Потому что, если она сидела дома и доходов не имела, останется ни с чем – на улице.