Накануне зимы газета побывала в гостях у людей, которые греют. Без аварий и катастроф.
Отсутствует, отсутствует
В прошлую пятницу Октябрьское ГКП «Суык су» (Карасуский район) отпраздновало 60 лет. А через три дня после этого в Костанае выпал первый снег. Об этом даже на mail.ru написали. Про работников коммунальной службы обычно не пишут - разве что в связи с авариями. Сегодня - исключение.
Мы прибыли в контору «Суык су», когда награждали Виктора Овчиникова.
- За многолетний добросовестный труд, - объявил директор ГКП Анатолий Феоктистов (гром аплодисментов).
Виктор Овчинников взял награду и протиснулся на свое место (в зале негде было яблоку упасть).
- Награждается главный инженер Новак Евгений Сергеевич. Но в связи с тем, что он на заседании антитеррористической комиссии с докладом - отложим поздравления.
Награждается Владимир Кузьмин... Награждается Александр Проворов... Виктор Овчинников выходил за наградой три раза (из зала ему посоветовали вообще не уходить со сцены). Награждение Леонида Рыжикова тоже было отложено. Он был в Карасу «на экстренных, срочных работах».
- А были ли случаи, когда удавалось собрать вместе сразу всех работников? - шепнул я своей соседке.
- А кто останется в котельной, на насосной станции? - спросила она.
Незаметная работа
Грамоты, ордена закончились, а денежные премии пришли работникам на карточку. Анатолий Феоктистов - усатый, с мощным затылком и широкой грудью. Директор встал и пробасил финальное слово: «Скажу так - на протяжении 25 лет мы ни одного метра теплотрассы не заморозили, ни одного долгоиграющего порыва не позволили. Это благодаря вам, вашему труду. Мы люди незаметные, выполняем свою работу тихо. Идет вода - люди довольны. Есть тепло - не мерзнут ни дети, ни население, ни больные. Когда слышишь редкие слова благодарности, знаете, гордость за вас всех, за всех коммунальщиков... А теперь дадим слово нашим приглашенным гостям».
Честь сказать слово неожиданно выпала и мне.
- Незаметная профессия - это точно, - говорю. - Как лампочка, ее замечают, когда она потухнет. Так и о вас вспоминают во время коммунальных катастроф (мне показалось, некоторые люди закивали головами). Но пусть благодарность вы слышите редко - но вы лучше всех знаете, что никакая энергия в природе не пропадает впустую. Вот, например, котельная. В печь бросают уголь, но обогревает он не котельную, а школу, которая находится в 100 метрах. Так и награда за ваш труд пусть пройдет расстояние и отразится на вашем здоровье, семье и доме. Вот.
Мне тоже похлопали и стали накрывать стол. А я осмотрел награды предприятия. Оказалось, что ГКП «Суык су» (переводится как «холодная вода») - на хорошем счету среди других профильных организаций не только в области, но и в республике. Например, в 2013 году «в результате ранжирования полного перечня субъектов хоздеятельности, согласно данным статистики, предприятие было удостоено звания «Лидер Казахстана 2013».
На своем месте
- Столько слов и поздравлений было. А теперь давайте скажем большое спасибо Анатолию Яковлевичу, - выступили с предложением.
- А я при чем? - загудел директор.
- В 1993 году, в самое тяжелое время, пришел и тянул. Его деловые качества, его характер помогли нашему предприятию.
Хлопали громко и искренне. Потом я узнал, что зимой 1993 года уровень воды в реке Тюнтюгур сильно упал и насосы не смогли забирать воду. Феоктистов положил шланги на лед, пробил проруби над глубокими воронками в реке и стал качать. На тот момент Феоктистов был акимом села и мог не вмешиваться. Но вмешался и остался в коммунальной сфере. Кажется, нашел себя.
Одна запись
На улице шутили про три награды Виктора Овчинникова. Он скромно улыбался.
- Будете носить орден?
- Нет, - уверенно ответил он.
- Почему это?
Виктор Николаевич пожал плечами.
- Он лукавит. Конечно, будет носить и гордиться, - сказал его сосед. - Уникальный человек. Одна запись в трудовой книжке. Таких сейчас больше нет. Ты с какого года работаешь, Виктор?
- С 1979.
Я пожал руку механизатору - она у него была сухая, горячая и твердая.
- Вы уже уезжаете?
- Мы пишем об инфраструктуре. Люди - это ведь тоже инфраструктура. С людьми познакомились, теперь посмотрим на ваши объекты.
Часы
Мы едем, с нами в машине главный инженер Евгений Новак. Он вернулся с заседания антитеррористической комиссии и провел экскурсию. Первый пункт - насосная станция 1957 года рождения. Ровесница ГКП «Суык су», кстати.
- В свое время отсюда качали воду в Челгаши, для паровозов, - рассказал Евгений.
Мы спустились вниз - насосы находятся на глубине, ниже уровня реки. Над нами возвышаются какие-то резервуары. Оказалось, это фильтры. Внутри слой речного песка, затем слой мелких камней. Снова песок, потом камни и так далее. Вода поступает в фильтр снизу, проходит все слои и очищенная уходит в резервуар, после чего подается в село.
- Экологично, - говорю машинисту Андрею Тупикову.
- Сейчас воду берут из Челгашей, там у нас новая станция и очистка другая, - сообщил он.
Из каморки Андрея идиллический вид на реку Тюнтюгур. В комнатке кружка, зеркало, телевизор и старые механические часы на стене. Андрей их заводит раз в трое суток.
- Эти часы и социальная жизнь имеют одно общее. Их надо постоянно заводить, иначе всё остановится.
- Как это?
- Ну если бы перестали заводить насосы с водой и котельные - все бы встало в нашем обществе. Читал, эта зима будет самой холодной за 100 лет. Так что не останавливайтесь.
Мы попрощались. У Андрея рука тоже сухая и горячая.
Даша подтверждает
Мы на новой насосной станции. Фильтры здесь уже другие - вода добывается не из реки, а из подземного источника. Сейчас, не в поливной сезон, за сутки станция пропускает 250 кубов.
- Подземная вода не имеет таких примесей и взвесей, как речная. Поэтому она проходит лишь кварцевание. Вот кварцевые лампы, - рассказал машинист Максим Щинов.
- Можно попробовать?
Холодная вода мне показалась даже сладкой.
- Без хлорки, - улыбнулся Максим.
Зашла кошка Даша, защищает стратегический объект от мышей, но не боится и собак. В общем, Даша здесь босс. Кошка спустилась и деловито попила из лужицы.
- Вот и Даша говорит, что вода отличная, - резюмировал Максим.
Градус для ребенка
Юрий Краснобаев бросает в печь экибастузский промышленно-бытовой уголь. Котельная, где мы стоим, обогревает школу.
- Чувствуете ли вы, когда бросаете в огонь лопату, что вот сейчас вашему ребенку в школе стало теплее на один градус?
- Мои дети уже взрослые, но внуков еще нет, - улыбнулся Юрий. - Но я, кстати, иногда думаю об этом. Очень приятно, когда говорят: «Спасибо, сегодня в школе было очень тепло».
- А что - часто говорят?
Юрий помялся:
- Ну, бывает...
Надо ли говорить, что в котельной, у печи - рука Юрия оказалась горячей и сухой...