Про боевое крещение, болевой порог и черный чемодачник старшего криминалиста Алтынсаринского РОВД Виктора ГОЛОВНИНА (на снимке), который в кандидаты проекта «100 новых лиц» зачислен по инициативе коллег.
Навстречу проблемам
– Виктор уже почти 17 лет работает у нас, – заочно знакомит нас с героем начальник Алтынсаринского РОВД подполковник полиции Дулат Раисов. – Он знает всех и каждого в районе, а алтынсаринцы хорошо знакомы с ним. Как только поступает звонок о происшествии, Головнин первым мчится навстречу проблемам жителей, старается максимально им помочь. С его помощью раскрыты сотни преступлений. Этот криминалист – профессионал своего дела и просто отзывчивый человек. Потому мы совместно с районным акиматом выдвинули его кандидатуру на участие в проекте. Он достоин.
А еще за помощью к Головнину обращаются коллеги из других районов. Сам криминалист объясняет выбор профессии так: «С детства мечтал быть именно криминалистом. Эта профессия подходит мне по складу характера. Здесь нужно быть спокойным, наблюдательным, внимательным. Мне интересно работать с вещественными доказательствами и вычислять преступников по их следам».
Кстати, у Виктора два высших образования – филологическое и юридическое. Вот оно то самое сочетание – человечность и профессионализм.
Боевое крещение и болевой порог
– В 2001 году после стажировки в ДВД, где моим учителем был Василий Денисенко, я приступил к работе. До этого времени ставок криминалистов в районе не было. Тогда эта специальность только вводилась в РОВД. Потихоньку ко мне стали прислушиваться и понимать, что вещдоки много значат. Это около 70% раскрытия преступления.
Его боевое крещение было не из легких. Даже шокирующим.
– ДТП, человека переехала большегрузная машина. Мне пришлось собирать останки на протяжении двухсот метров. Жуткое зрелище. В том же году выехал на первую кражу. В то время совхозы продолжали разрушаться, много воровали со складов. Дела не раскрывались долгое время. На одном из выездов я обнаружил фонарик, изъял след пальца со стекла. Через полтора или два года дактилоскопировали человека – оказался семейный дебошир – и... отпечатки сошлись. Это было мое первое раскрытие. Из него вышло шесть эпизодов краж по нашему и Костанайскому районам. Тогда понял, что не зря работаю...
Конечно, за годы работы криминалист насмотрелся всякого. Но есть то, что выбивает из колеи надолго:
– Это смерть детей. Многие не выдерживают, рапорта об увольнении подают в порыве эмоций, но я никогда не хотел уйти в другую профессию. Хочу помогать людям.
Черный чемоданчик
Раньше криминалисты больше полагались на зоркий глаз и хорошую память, сейчас им на помощь пришла цифровая техника и компьютеры. Благодаря этому современные шерлоки холмсы, казалось бы, по незначительным следам помогают следователям восстановить картину происшествия и найти преступника.
– Всю работу проводим со следователем в паре. Это обязательно. По ходу что-то друг другу подсказываем. В мои обязанности входят фиксация, обнаружение, изъятие и исследование следов преступления и других вещественных доказательств.
И тут никак без черного чемоданчика. Весит он почти 12 кило. Внутри инструменты, необходимая «химия»... Почти целая лаборатория. Кстати, в качестве эксперимента криминалист снял мои отпечатки пальцев. И подарил. На память.
На два шага впереди
– После завершения рабочего дня удается отключиться от работы?
– У нас есть понятие «синдром профессиональной деформации», – когда человек мыслит только работой. Я, бывает, дома додумываю, какие вещественные доказательства взял, что мог упустить. Бывает, снится, как нужно было сделать. Понимаю, что надо отвлекаться. Стараюсь, но получается только во время отпуска. Тогда занимаюсь любимым делом – хожу на рыбалку. У нас тут красиво, курортная местность. В большой город никогда не перееду. И на работе суеты хватает. Даже если бы предложили работу в Костанае, я остался бы жить здесь. Здесь хозяйство, есть вода, газ, как в городской квартире. Только на земле...
Результаты работы криминалистов не придаются широкой огласке, о них знают только следователи и фигуранты дела. Но очень часто в суде именно результат экспертизы решает судьбы людей.
– Надеюсь, участие в проекте «100 новых лиц» положительно скажется на имидже нашей профессии. Мне хотелось бы больше раскрытий преступлений по свежим следам. Сейчас преступники умные, хитрые и следы стараются не оставлять. Потому нам, криминалистам, нужно быть на два шага впереди них.