Для похитителей электроэнергии наступают тяжелые времена. КРЭС проводит модернизацию сетей электроснабжения.
КРЭС – Костанайские районные электросети – подразделение компании «ЭПК-Форфайт». С 2011 года компания внедряет автоматизированную систему контроля и учёта энергоресурсов (АСКУЭ).
КРЭС обслуживает 26486 абонентов в Костанайском и Алтынсаринском районах. Из них 5697 абонентов уже получили приборы учета АСКУЭ. Мы посмотрели на систему внимательно и поняли, что прогресс начинается с трудностей.
Главный плюс
– В чем особенность приборов учета АСКУЭ?
– Если говорить просто, мы в онлайн-режиме видим, сколько энергии потребляет Иванов-Петров-Бахтыбаев, – рассказывает начальник КРЭС Батырхан Бахтыбаев. – Другими словами, оперативно получаем информацию – сколько отпущено, сколько потреблено – и на основе этих сведений формируем баланс расхода энергии. Благодаря этому легко выявить хищения. И опять же, если говорить просто, то мы можем нажатием кнопки отключить от питания абонента, который имеет задолженность. Всего одна секунда.
– То есть, по большому счету, абонент не особенно заинтересован в таком умном приборе учета?
– Недобросовестный абонент. Все остальные только выигрывают. Главный плюс этой системы в сдерживании тарифа на электроэнергию.
– Каким образом?
– За счет значительного уменьшения потерь электроэнергии.
Карьера
У начальника зазвонил телефон. В кабинете также находились заместитель начальника Арман Альмухаметов и главный инженер Юрий Бабич. Телефоны звонили у них по очереди. Энергетика – такая сфера, в которой каждую секунду что-то происходит и требует вмешательства. Пока начальник был занят, я спросил у Армана:
– Какого вы года рождения?
– 1986-го.
– Хорошая карьера – уже замначальника.
– Всего месяц.
– А до этого кем были?
– Если с самого начала, в 2008 году окончил КГУ по специальности «Электроэнергетика». Работал электромонтажником, а потом, наверное, обратил на себя внимание.
– Поделитесь секретом, как обратили внимание?
– Откровенно говоря, много пахал. Как электромонтер и днем и ночью. Перешел в управление – поменялись только инструменты. Раньше я работал руками, а теперь головой. Но нередко тоже ночью. В 2015 году меня направили в КРЭС – здесь были большие потери энергии, и мне поставили задачу снизить их. Я начал проводить ночные рейды. Ночью замеряли – на какой дом какая нагрузка приходится. Так удалось выявить и нейтрализовать множество фактов хищения. Потери снизились.
– Надо полагать, похитители тоже развиваются?
– Раньше были индукционные приборы учета – его перевернул, и он перестал считать. Сейчас же хищение осуществляется умнее. Доходит до того, что счетчики из России на заказ приходят. Они работают от пульта: кнопочку нажал – считает. Другую нажал – не считает. Но в конечном счете проигрывают все абоненты – про тариф было правильно сказано. Мы не можем произвести больше электроэнергии, но можем сократить потери и так сдержать тариф.
Оказалось, что и Юрий Бабич, и Батырхан Бахтыбаев тоже начинали с рядовых электромонтеров. «Все лазили, всё крутили» – выразился главный инженер.
– Мы много слышали про АСКУЭ, хотелось бы посмотреть на него, «полазить и покрутить».
АСКУЭ
Стоим возле трансформаторной подстанции (будки). Электромонтер Анвар Упжагулов открывает дверь антивандального шкафа.
– Это трансформатор, от которого питаются потребители района новостройки. А это, видите, концентратор, головной счетчик на который по проводам собирается информация со всех приборов учета, – показывает Юрий Бабич. – Отсюда она по сотовой связи передается на сервер. И, соответственно, на компьютер.
– Анвар, как правильно называется ваша должность?
– Электромонтер оперативно-выездной бригады.
– Круглые сутки бригада работает, – замечает Юрий Бабич. – Теперь можем посмотреть на СИП. Как и АСКУЭ, это часть инвестиционной программы.
– СИП?
– Самонесущий изолированный провод – финская система. Сейчас поедем на улицу Поповича – там монтируют ЖБ-опоры для СИПа.
На Поповича – группа монтеров, опоровоз-трал, ямобур и автокран. Бригадир Серик Ибраев обращается к подчиненному, который на лазах-когтях забирается на опору:
– Игорьжан, ты пристегнулся? Давай!
Из окна дома выглядывает пожилой мужчина и смотрит вверх. На время работ улица обесточена, и его, вероятно, интересует, когда электромонтеры закончат свой труд.
– Скажите, а в чем преимущество СИПа?
– СИП затрудняет хищение электроэнергии.
– А для абонентов?
– Это и для абонентов. Раньше использовался голый провод. Но мы живем в такой местности, где нередки ветра, метели. Они приводят к схлестываниям проводов и авариям. СИП – трехфазный и изолированный. Ему уже не страшны нахлесты или, допустим, ветки деревьев. И в конечном итоге благодаря СИПу абонент и его бытовые приборы получают стабильное напряжение в сети. И еще СИП значительно снизил количество аварий. То есть в сильную непогоду люди на этой улице уже могут быть спокойны: у них вдруг аварийно не пропадет электричество.
– То есть сейчас им ваши работы приносят определенные неудобства. Но зато в будущем они этому будут только рады?
– Выходит так.
– В тему – я сегодня познакомился с руководством КРЭСа. Все начинали с электромонтеров – тоже, верно, пришлось много пережить вначале. А теперь вот получили определенный статус в обществе, заработную плату... В общем, существуют законы электродинамики, и в жизни тоже свои непреложные законы.
– Да, вот у нас как – с начала люди начинают шуметь: почему не предупреждаете заранее? Объясняешь: это для вас, потерпите немного – ветер дунет, и у вас теперь не будет замыкания. В Октябрьском, например, мужчина, как нас видит, благодарит. Сильно скакало у него напряжение, сейчас все ровно. «Я вас готов расцеловать», – говорит... А что касается карьеры, тоже верно. Вот молодой парень Александр Коновалов, – показал мастер. – Года еще не работает, обучаем всему. Заставляю: не вечный, завтра уйду на пенсию, будешь мастером, только сейчас старайся, а дальше...
– Наступит светлое будущее?
– Да, светлое будущее – мы, энергетики, кстати, и несем его...