Сломанные лампы не помогут разбогатеть, но помогут сэкономить. А еще LED лучше, чем энергосберегающая лампа.
Несколько лет назад со всех сторон говорили об энергосберегающих лампах. Их покупали, вкручивали и в конце концов ругали, когда они выходили из строя. Я сам был свидетелем не раз, как люди говорили что-то вроде: «Они не стоят тех денег, что уплачены. Всё равно ломаются, а обычная лампочка служит ненамного меньше».
Опять про то, что лайфхаки рядом. Даже не надо было выходить из редакции, чтобы увидеть не только пакет для переноса коробок, но и способ продлить жизнь лампам. Я зашел в кабинет к нашему заведующему хозяйством редакции Евгению БЕСКИНСКОМУ и увидел, что он возится со светодиодными лампами. Замечали, что нижняя часть их корпуса из металла? Этот металл выполняет роль радиатора – лучше отводит тепло. Об этом рассказал Евгений и вообще оказался кладезем полезной информации.
– Вот софит светодиодный сломался. Но в 80 процентах случаев перегорает электронный драйвер – преобразователь энергии. Этот модуль вытаскиваешь, ставишь другой, и лампа как новая.
– А сколько стоит лампа и модуль?
– Вот этот светодиодный софит стоит две тысячи тенге. А драйвер к нему – триста.
– Разница налицо. А лампу накаливания можно починить?
– Ну там ведь сгорает вольфрамовая нить – чинить ее бесполезно или не стоит усилий. Кстати, вот эта LED лампа (LED – английская аббревиатура светодиода. – Прим. авт.) потребляет семь ватт, а светит на 80 ватт. Мы поменяли в редакции сто ламп накаливания на сто светодиодов и стали платить на 13 тысяч тенге меньше. Скоро окупим затраты.
– Прямо волшебная лампа Аладдина. А сколько она проработает?
– При правильной эксплуатации семь лет можно не менять.
– Это светодиоды, а ведь есть еще энергосберегающие лампы?
– Я перестал их брать. Во-первых, современный светодиод лучше. Во-вторых, я не знаю, куда их утилизировать. Внутри сберегаек пары ртути – просто так выбрасывать нельзя. А где такие лампы принимают в Костанае – я не знаю. Кстати, их тоже можно ремонтировать – только, в отличие от светодиода, у них как раз сгорает именно механизм в стеклянной колбе. А используют цоколь – из нескольких сломанных таких ламп делают одну действующую. Но, конечно, для этого должны быть навыки. На пересечении Дощанова-Чехова, кстати, открылся магазин, где проводят ремонт всевозможных светильных устройств. Может, пригодится.
Светодиоды, конечно, прогрессивнее и экономичнее ламп накаливания. Помнится, несколько лет назад в СМИ целая пропаганда была по переходу на энергосберегающие лампы. Считайте, что это искренняя пропаганда.
Кстати, сегодня прочитал, что латиница снизит расход батарей на смартфонах. Так считает ректор Международного университета информационных технологий РК Дамир Шыныбеков. «Мы больше чем уверены, что если полностью перейдем на латиницу, то энергоэффективность наших гаджетов надолго будет сохранена. То есть батарейка будет меньше использоваться, чем на кириллице», – заявил ректор.
Объясняет он это тем, что разные символы кодируются различным количеством байт. На кириллице два байта, на латинице один байт, в нынешнем казахском правописании три байта. Те приложения, которые сейчас есть, перекодированы с использованием библиотек на кириллице.
Про лампы уже сказал, а про латиницу оставим без комментариев.