Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
«Не пытайтесь переделать того, кому хотите помочь»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93«Не пытайтесь переделать того, кому хотите помочь»

«Не пытайтесь переделать того, кому хотите помочь»

Кто выбирает жизнь под опекой государства? Почему дети не хотят ухаживать за больными родителями? И как меняется отечественная система социальной помощи? На этот и другие вопросы «КН» ответила директор Центра по оказанию специальных социальных услуг г. Лисаковска, депутат областного маслихата Светлана ШАНИНА.

Особый тип людей

- Светлана Владимировна, а раньше ваш Центр назывался Дом-интернат для престарелых и инвалидов. Изменилась ли вместе с переименованием специфика работы?

- В главном – нет. В нашем Центре люди живут на постоянной основе. Сейчас их 55 человек. Другое дело, что сейчас в Казахстане проходит модернизация социальной системы. Вся сфера постепенно отходит от заявительного типа работы к выявительному. То есть сейчас, чтобы попасть в наш Центр, человек приходит в органы социальной защиты по месту жительства. Его определяют в областную очередь (лисаковский центр областного значения. - Прим. авт.). И, как только у нас освобождается место, человека отправляют к нам. В будущем система будет работать так, чтобы люди не сами вставали в очередь, а государственные органы отслеживали граждан, которые нуждаются в помощи, и предлагали им тот ее вариант, который необходим.

С этим же связано разукрупнение многолюдных домов большой вместимости. Это особенно актуально для Алматинской области, где есть дома, в которых живут по 500-700 человек. Такая же ситуация наблюдается в Семее. Гораздо проще организовать работу в Центрах по типу нашего. Из 55 человек, живущих у нас, 27 лежачих, 17 инвалидов, 9 человек старше 90 лет. Мы знаем потребности каждого из них. Потому мы и называемся Центром.

- Кто может попасть к вам? Одинокие люди, у которых сложилась непростая жизненная ситуация?

- Не обязательно. Очень часто бывает, что к нам приходят пожилые люди, у которых есть дети, семьи, своя недвижимость. Бывает так, что у человека не стало супруга или супруги, а ужиться с детьми они не смогли. И не всегда потому, что дети не хотят заботиться о родителях. Бывают родители, которые не могут найти общего языка со взрослыми детьми и внуками в силу своего характера. А есть особый тип людей, которые искренне уверены в том, что обеспечивать их обязано государство, и именно эти люди решительно настроены на то, чтобы все положенное себе взять обязательно и ничего не упустить. Конечно, государство дает им такую возможность. Поэтому люди со сложной, иногда даже неблагополучной жизненной ситуацией попадают к нам. Чаще всего это те, у кого развивается инвалидность. И их отправляют в наш Центр. Попадают и инвалиды, за которыми некому ухаживать. Однажды 18-летнюю девушку на инвалидной коляске привезла к нам бабушка, которая очень тяжело болела. Кроме бабушки у девушки никого не было. Через несколько месяцев бабушки не стало…

- И места у вас освобождаются по естественным причинам?

- Чаще всего да. Потому что человек умирает. Но бывает и так, что люди приходят, начинают жить у нас. А затем уходят. Просто потому, что, хотя их и обеспечивают уходом, о полной уединенности речь не идет. Все это мы объясняем на предварительной экскурсии для тех, кто на нее приходит. Поэтому те, кому в таких условиях некомфортно, собираются и идут домой.

Психологический аспект

- Применимо ли к вашему Центру западное название хоспис?

- Спутать можно, но неприменимо. Хоспис – это учреждение паллиативной помощи для больных на поздних стадиях заболевания или для тех пожилых людей, которые приводят в хоспис на непродолжительное время. Например, взрослые дочь или сын сами уезжают из города на операцию, а за престарелым родителем ухаживать некому. В нашем же Центре люди живут на постоянной основе годами.

- Этический момент: у вас проживают престарелые люди, которых приводят родственники, не желающие за ними ухаживать?

- Иногда приходят люди, которые спрашивают, как сдать брата или сестру. Приходил и мужчина, который интересовался, как оставить у нас маму, которая уже не могла обслуживать себя в естественных потребностях, а жена этого мужчины не хотела за ней ухаживать.

Но благодаря современной модернизации социальной защиты эта ситуация должна измениться. Как можно шире будет использоваться резерв семьи. Социальной службой будет определяться ответственное лицо имеющее знания, опыт, навыки по уходу, которые смогут выполнять члены семьи имея при этом оплату за свой труд и запись в трудовой книжке.

- У вас в штате есть психолог, который может поговорить с такими семьями и в случае необходимости отговорить их от такого решения?

- Как и в медицине, когда врачи сначала пытаются добиться результата без операционного вмешательства и только потом вести человека к хирургу, так и у нас. Органы социальной защиты сначала готовы предложить другую помощь. И только когда иные варианты уже не рассматриваются, начинается оформление человека к нам. Психолог у нас есть, но он работает только с теми, кто живет в нашем Центре. С теми же, кто просто приходит к нам за консультацией, стараемся вести простой человеческий диалог. Ну мама же тебя не сдала в детский дом, когда ты требовал внимания и не мог сам о себе позаботиться. На некоторых действует.

Сложная работа

- В вашей работе вообще достаточно много человеческого фактора...

- Да. И потому эту работу выдерживают не все. У многих наступает эмоциональное выгорание. Потому что с пожилыми людьми непросто. У них характер, у многих болезнь Альцгеймера и старческая деменция (приобретенное слабоумие. - Прим. авт.).

Одна бабушка начала обвинять нашу сотрудницу, что та вытащила у нее деньги, которые лежали в кармане халата. Начали разбираться – деньги, как лежали в шкафу, так и лежат там. Еще история: девушка принесла бабушке чистое белье, а та начала ее ругать почем зря. Я объясняю своим сотрудникам: это пожилые люди, с ними нельзя спорить. Ругают они нас, говорят, какие мы плохие – надо соглашаться. Голос не повышать, сильных эмоций не проявлять, спиной не поворачиваться. На них бесполезно обижаться.

Да, поначалу люди приходят и думают, какие милые бабушки и дедушки, с ними будет так просто работать. Это совсем не так. Да, они у нас правда все хорошие, и я их всех люблю, за каждого болит душа... Но они совсем не ангелы. Их не переделаешь, но и в них не надо из-за этого разочаровываться. Их надо просто принимать такими, какие они есть. Относиться к ним неравнодушно. И уходить с этой работы, если понимаешь, что это не твое.

- А как вы поняли, что работа в социальной сфере – это ваше?

- Я с пяти лет очень хотела быть врачом. И когда пришло время, уехала из родного Камыстинского района в Семипалатинск. Сначала училась в медицинском училище. Потом в мединституте. Начала работать в Лисаковске, сначала в больнице – педиатром, детским психиатром, потом терапевтом в нашем Центре. Предложили стать заместителем директора, а потом повысили до первого руководителя.

Самое главное в нашей сфере и в нашей работе – неравнодушное отношение к человеку. Не допустить вирус неравнодушия до себя. А он близко. Как детский психиатр, я сталкивалась с людьми, которые брали на патронатное воспитание детей с несохраненным интеллектом и другими проблемами с психикой, а потом приходили и говорили: «Как мне его сдать обратно?». И это было отношение к живому ребенку, как к вещи, которую можно взять, а потом вернуть. Так, может быть, не надо было изначально брать?

Врач очень рискует поддаться таким настроениям, делать этого нельзя. Сейчас, работая со стариками, понимаю, что помимо физических болезней у каждого из них есть какая-то боль внутри. И нужно так заглянуть к нему в душу, чтобы он раскрылся. Думаю, это получается. Они называют меня мамой.

В Центре по оказанию специальных социальных услуг г. Лисаковска проходит много встреч.

- Этому же принципу вы следуете в депутатской работе?

- Стараюсь. Самым главным достижением этого года считаю открытие в Лисаковске аптеки, которая работает и в ночное время. Мы вместе с местными исполнительными органами очень много над этим трудились, общались, договаривались с предпринимателями. Спасибо акиму города, который проникся проблемой и добивался вместе с нами.

Раньше такая аптека в Лисаковске была, но потом ее посчитали нерентабельной и закрыли. Мол, можно и скорую вызвать. Да, рентабельность важна, но человеческая жизнь важнее. Что делать аллергикам? Или тем, у кого бронхиальная астма? Поэтому открытие аптеки было большим успехом.

Сейчас я вместе с другими депутатами разъясняю гражданам программу «Рухани жаңғыру», социальное медицинское страхование. Да, система непроста и не сразу воспринимается правильно, и именно поэтому ее нужно разъяснять. Личный вклад в свое здоровье – это долг каждого человека. Сейчас мы находимся в процессе разъяснения всех новшеств в нашей социальной сфере. Но, думаю, что, когда начнется их внедрение, люди поймут, насколько это целесообразно и полезно. А мы, работники социальной сферы, им в этом поможем.

- Спасибо.

Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 8039
Нравится: +3
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран