Два года подряд села Костанайской области топят весенние воды. Причем они приходят туда, где их не ждут. Какие выводы, работы сделаны и проведены, чтобы противостоять природе?
В прошлом году пострадала Суриковка Костанайского района. В этом – с десяток сел Карасуского района. Одни затопили разлившиеся реки, другие – талые воды с полей.
Ситуация из ряда вон? В последний раз Суриковку топило в 40-х годах прошлого века. И Карасуский район в те годы «плыл». Однако сюда большая вода приходила и позже – в середине 90-х. Но после этого, по нашей информации, практически ничего не было сделано для того, чтобы лучше противостоять весеннему поведению природы. Что на этот раз?
Не ждали
Селу Жамбыл Карасуского района в этом году досталось больше всех. В том плане, что вода отсюда не отошла сама. Пришлось качать. На что ушло три (!) недели.
– Вода зашла в 60 дворов, в 43 дома из 172-х. Мы не ожидали, что такое может случиться, – рассказывает аким села Жамбыл Дамир Шарипов. – Предупреждений со стороны соответствующих служб не было. Усугублял ситуацию тот факт, что вода прибывала ночью.
– Последний раз такое случалось в середине 90-х, – вспоминает Ирина Поскакухина. – Наш дом тогда тоже затопило. И вот в этом году. Несмотря на то что отец хорошо сделал фундамент, вода все равно зашла во все комнаты. Стояла несколько дней. К ремонту, как видите, особо не приступали. Перенесли работы на следующий год.
– Мы тоже полностью не отремонтировали, – говорит Николай Краузе. – Отложили, чтобы увидеть все последствия случившегося. Лета для этого оказалось мало. Ведь первая его половина была прохладной. Так что дом высыхал медленно.
Медленно отступающая сырость тормозила не только работы по ликвидации последствий паводка, но и действия, которые было решено предпринять, чтобы на будущее защитить село.
– Работали в течение всего лета. Возвели вокруг села насыпь. Ее высота около двух метров. Длина четыре километра, – показывает Дамир Шарипов. – Несколько недель назад закончили работы по прокладке под грейдером двух труб метровым диаметром, чтобы отводить воду от села. Будет приобретено и оборудование для ее откачки.
Что делать?
Виктор Ионенко был назначен акимом Карасуского района уже после того, как сюда пришла большая вода. Он не исключает, что в случившемся сыграл роль и человеческий фактор. Но логично, что говорить по этому поводу детально не может. Другое дело – противопаводковые мероприятия. И вот что говорит аким района:
– Села Карасу, Зеленовку, Ленино затопила вышедшая из берегов река Карасу. Это произошло по той причине, что образовался затор изо льда. Можно с ним бороться путем крошения. Но есть и другой вариант решения проблемы, и я считаю его очень действенным. Речь о том, чтобы свести к минимуму образование ледового затора. Ведь этому способствует то, что река имеет естественный изгиб в обратную сторону более чем на 100 градусов. Следовательно, нужно поменять русло, и проблема будет решена. Сделать это несложно, петля небольшая, всего метров 300. Цена вопроса – 40 миллионов тенге. Бюджетную заявку уже отправили. В села Октябрьский, Степное вода пришла потому, что ее напора не выдержали плотины. Не вдаваясь в технические тонкости, скажу, что эти гидротехнические сооружения можно перестроить так, что они смогут выдержать больший поток воды. И мы этим будем заниматься.
Село Карамырза тоже пострадало из-за того, что не выдержало гидротехническое сооружение. Но в данной ситуации сложно предпринять что-то большее, чем контроль за рекой Тюнтюгур. В частности, речь идет о своевременной ликвидации ледяных заторов.
По Жамбылу ситуацию знаете. Здесь дел натворили исключительно талые воды с полей. Мы предприняли ряд мер, которые, считаем, помогут избежать повторения ситуации. Самое сложное положение в Зеленовке. Технического решения, которое бы обезопасило это село, нет. Потому что оно расположено в низине. И никакое гидротехническое сооружение не поможет, если случится большая вода. Поэтому единственный выход – переселение. Но зеленовцы об этом даже слышать не хотят. Мы предлагали переехать в другие села тем, чьи дома особенно сильно затопило. Никто не согласился...
– То есть случившегося по большей части можно было избежать, держи власть и специалисты руку на пульсе?
– В принципе, да. А если бы еще и более точным прогнозом располагали...
О прогнозе на завтра
По этому поводу мы недавно задавали вопросы руководителю Костанайского филиала РГП «Казгидромет» Ларисе Кузьминой. Специалист рассказала, что метод гидрологического прогнозирования статистический и сводится исключительно к тому, сколько воды пройдет по рекам Тобол, Торгай, Тогызак, какое ее количество поступит в водохранилища.
– Измерения на предмет того, каковы объемы снега (его влагозапас), проводятся только на метеостанциях и гидропостах. И этого, конечно же, мало, – отметила Лариса Владимировна. – Ведь область большая, объемы в разных ее частях существенно отличаются. Учитывать стоит еще и тот факт, что в некоторых местах территория региона буквально изрезана балками и оврагами. К тому же методик расчета объема талых вод и их движения на данный момент в принципе не существует. В итоге, имея даже недобор воды в водохранилищах, населенные пункты, при определенной погодной ситуации, вполне могут быть затоплены. Что и происходит в последние годы.
Напрашивается вопрос: «Почему бы не усовершенствовать методики? Как-никак XXI век на дворе». Лариса Владимировна обнадежила, рассказав, что работа уже начата. Для этого головной офис РГП «Казгидромет» обратился за помощью к специалистам Всемирной метеорологической службы, гидрометеослужбам некоторых стран. Более того, в нашем регионе уже разработан так называемый снегомерный маршрут. Определено около 30 точек по области, в которых будет отслеживаться ситуация по снегу. Не только в окрестностях Тобола, но и других рек. В том числе на территории пострадавшего в этом году Карасуского района. Сами специалисты РГП «Казгидромет», правда, не справятся. Так как не располагают нужной техникой. Поэтому требуется помощь службы ЧС.
Для точности прогнозов, по словам Ларисы Кузьминой, усовершенствовать работу должны и другие службы. В направлении актуализации состояния русел рек. Ведь на данный момент мы более-менее хорошо знаем текущую ситуацию только по тем участкам, которые вблизи населенных пунктов. Между тем даже на отдалении состояние русла играет роль. А как показал летний объезд территории области специалистами КФ РГП «Казгидромет», участки некоторых рек вровень с поверхностью земли. То есть малейший приход воды, и случается разлив.
С учетом ситуации
– Да. Мы будем работать совместно со специалистами РГП «Казгидромет». С января начнем объезжать участки, чтобы иметь информацию по объемам снега, – подтвердила Орынкыз Мендыбаева, начальник отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций Департамента ЧС Костанайской области. – К тому же с учетом ситуации, которая сложилась весной этого года, мы взяли на контроль 102 населенных пункта, которые потенциально подвержены подтоплению. Раньше на контроле было 59 населенных пунктов (всего же их в регионе, согласно статданным, 514). Расширили список, опираясь на рельеф местности. Что значит контроль? Отрабатываем моменты, которые в случае ухудшения паводковой ситуации помогут сработать более оперативно: фиксируем сколько населения проживает, количество пенсионеров, детей, инвалидов, так как они относятся к особой категории – маломобильной. Намечаем, куда в случае наводнения будут эвакуированы люди, какая техника есть в населенном пункте, где она находится, сколько скота. Собрали информацию вплоть до мобильных номеров ключевых лиц. Из государственного материального резерва нашей области были выделены автокран, автоцистерна для питьевой воды, прицепная электростанция, автобус на 45 мест.
Случившееся весной этого года показало, что мы имеем недостаточное количество оборудования для откачки воды. Поэтому на комиссии по ЧС при акиме области, заседания которой проводятся раз в квартал, районам было дано задание закупить мотопомпы, причем мощные. Были и другие поручения, в частности, по резерву ГСМ. Точная информация на предмет того, что сделано, будет чуть позже...
P.S. Объективно оценить все вышеназванные работы можно будет только в случае очередной неординарной ситуации.