Итоги саммита АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), состоявшегося 10-11 ноября во Вьетнаме, в Интернете оценили с изрядной долей скуки. Это при том что Вьетнам готовился к нему несколько лет.
Несмотря на то что съехались участники от 21 экономики – не стран, так как в их числе присутствует Тайвань с разрешения Китая, этот саммит – 25-й...
Всего две фамилии вызывали интерес журналистов и экспертов: Путин и Трамп. Сообщили, что тот и другой лидер прибыл со своим автопарком, тогда как все остальные пользовались автомобилями, предоставленными принимающей стороной. Была попытка объявить загадочной причину, по которой Путин отправился во Вьетнам, а Трампа объявили «униженным» из-за того, что ему не дали толком встретиться с коллегами и Путиным в том числе. Хотя вдвоем их увидели – Путин при этом улыбался. США и РФ приняли заявление по Сирии. А что же Вьетнам? За комментарием мы обратились к Петру СВОИКУ, казахстанскому политику, политологу и экономисту.
– Петр Владимирович, не все помнят, что Вьетнам – государство социалистическое.
– Люди во Вьетнаме молодцы, они не отказались от принципов. Когда-то таких стран было немало, они друг друга поддерживали – идеологией, военной силой. Сейчас это всё закончилось. И я не в первый раз по этому поводу скажу так: капитализм и социализм были квинтэссенцией достижений человечества. И когда одна половинка капитулировала в борьбе с другой, эту нишу заняло средневековье, в частности то, что называют терроризмом. Он является проблемой для всего мира именно потому, что сейчас нет социализма. Вьетнам не отказался от принципов, но завис в них в полном одиночестве. Он даже с Китаем исторически не может контактировать по ряду причин. В истории был совершенно уникальный случай, ни до ни после такого не было, чтобы две социалистические страны воевали друг с другом.
Вьетнам сегодня полукапиталистическая, полусоциалистическая страна. Поскольку она не богата нефтью и другими природными ресурсами, то не может стать чьим-либо сырьевым придатком. Но вьетнамцы берут трудом, прилежанием, настырностью. Надо четко понимать: принцип социализма можно реализовать лишь в более-менее производительных экономиках. Бедные экономики, сколько ни провозглашай равенство и братство, останутся бедными.
Вьетнам готовился к саммиту АТЭС с прилежанием. Девиз мероприятия отражал общественную суть этого государства: «Создание новой движущей силы, объединение в стремлении к общему будущему». Но этот саммит АТЭС нельзя назвать самостоятельным проектом. На мой взгляд, там всё решается так, как решали Лебедь, Рак и Щука. Обама хотел организовать большое тихоокеанское партнерство, без Китая. Трамп пришел, устроил революцию, всё отменил. Теперь государства в этом регионе планируют создать большое партнерство без США. Надо иметь в виду, что многие страны АТЭС входят в ШОС, а там своя история и своя стратегия. Поэтому я и говорю, что своего конкретного наполнения этот саммит не имеет. Не зря всех другое будоражило: будет ли встреча Трампа с Путиным? Хотя у Путина и Трампа, встречаются они или нет, взаимодействия не будет.
– Но в отсутствие европейских политиков в АТЭС, может быть, легче было бы им договариваться?
– Мир давно прошел стадию биполярности. И он уже быстро минует стадию однополярности. Мир разрыхлен. Так называемое международное право, все основополагающие договоры либо похерили совсем, либо нарушили в той или иной мере. Хорошо, ООН еще держится. Все остальные форматы расплылись. Например, ВТО существует, но санкции, которые применяет Америка против России, это просто насмешка над ВТО. Все институты, созданные после Второй мировой войны, как минимум малоработоспособны. Новый геополитический расклад сформируется не в ходе встречи Путина с Трампом, а, думаю, по итогам новой мировой войны. В прошлом веке были две горячие мировые войны и одна холодная, которая закончилась капитуляцией СССР. Четвертая будет гибридной – горячая с холодной. Она уже идет, конца ей пока не видно. Но после нее победители и побежденные, все стороны, все участники, встанут на путь новых взаимоотношений. Как когда-то было Ялтинское соглашение, так, может быть, будет, скажем, Астанинское. Где договорятся о новом миропорядке, о новых международных институтах и о новой системе международного права.
– ООН могут реформировать. Во всяком случае, лишить Россию права вето желание есть.
– Я думаю, это не получится. Россия никогда не пойдет на серьезную реформу ООН. Какие-то нормы, конечно, изменятся, но только не институт Совета Безопасности с правом вето. Не исключено, что по мере обострения гибридной войны, а по меркам Второй мировой, враг еще даже к Москве не подошел, кто-то из партнеров, но не Россия, а, например, США повторит свой эксперимент – решать свои проблемы мимо ООН. Но я не думаю, что даже такими действиями ООН удастся развалить. ООН сохранит свое значение до нового (гипотетически) Астанинского соглашения. Нельзя исключать, что в две тысячи каком-то году высокие договаривающиеся стороны согласуют изменение формата ООН.
– Не ускорят ли события президентские выборы в России?
– Могут ускорить. Сейчас в России совершенно двойственная ситуация. И Путин такая же фигура – двойственная. И, как мне кажется, он так ведет себя сознательно. На политической и идеологической арене, внешней, он позиционирует Россию как мирового игрока и ведет себя так, как будто не было капитуляции в холодной войне. Но в экономическом плане Россия остается хорошо бы только сырьевым придатком США и ЕС, но ведь и финансовым тоже. Российское «боярство» строит свои терема в городе Лондоне. А это и предательство интересов России, и отсутствие механизмов развития страны.
Как следствие, развитие идет с перебоями. Евразийская интеграция, безусловным сторонником которой я являюсь, должна усиливать потенциал участников, но экономики должны развиваться сами, а не за счет иностранных инвестиций или кого-то из доноров. Я сильно надеюсь, что Путин это понимает и сознательно не идет пока на радикальное изменение состава правительства. Но после выборов ему придется на это пойти. Сидеть на двух стульях нельзя: отстаивать свой суверенитет перед Западом и оставаться его придатком невозможно.
Фото rian.com.ua