Второй пилот лайнера, перевозящего казахстанских вип-персон, должен по решению суда выплатить авиакомпании «Эйр Астана» более 21 миллиона тенге. Если, конечно, решение вступит в законную силу.
В США и Ирландии
В то, что рассказывал в Костанайском городском суде молодой летчик Аскар Мержакупов, верится. Он называл имена тех, кто мог бы подтвердить его правоту, но суду этого оказалось недостаточно.
Аскар Мержакупов сдаваться не собирается.
В 2011 году 22-летний костанаец, имея за плечами диплом казахстанской Академии гражданской авиации, участвовал в отборе кандидатов для учебы в США. Акционерное общество «Эйр Астана» (совместное казахстанско-английское предприятие) решило обучить молодых перспективных парней для работы на лайнерах высокого класса, которыми оно располагает. Было 40 человек на одно место, рассказывает Аскар Мержакупов, отбор был двойным - в Казахстане и США.
Костанаец успешно прошел оба этапа. После этого АО «Эйр Астана» заключило с ним договор. Аскар должен был обучаться в авиашколе во Флориде, получить сертификаты, вернуться в компанию и проработать в ней не менее семи лет. При выполнении таких условий половину стоимости обучения (по договору это 15 миллионов тенге) брал на себя работодатель, а вторую половину частями должны были вычитать у летчика из зарплаты.
Аскар Мержакупов говорит, что мечтал получить место в такой авиакомпании. «Эйр Астана» - ведущий авиаперевозчик в Казахстане, единственный (это сообщает сайт Википедия), кто имеет самолеты, допущенные для полетов в страны Евросоюза и, вообще, имеет хорошую репутацию. Поэтому в США поехал полный надежд на будущее.
Предполагалось, что курс обучения будет 76 недель. И сначала, рассказывал в суде Аскар Мержакупов, во Флориде все шло нормально. Успешно прошел первый этап обучения на одномоторных самолетах, получил сертификат. Перешел ко второму этапу - самолетам более высокого уровня. Сдал независимому инструктору из США теоретический экзамен, и «никаких претензий ко мне не было», уверяет Аскар.
Но неожиданно учеба прервалась почти на полтора месяца. Ирландская авиашкола, базировавшаяся во Флориде, объявила себя банкротом. Причем утверждает Мержакупов, узнали они это много позже. А тогда им сказали ждать, и они ждали. Потом их группу частями переправили для дальнейшей учебы в Ирландию, в другую школу. Аскар, по его словам, оказался там в числе последних. Его даже поселили отдельно, не при авиашколе, а в гостинице.
Потом учеба продолжилась. Теорию он сдал, должны были начаться полеты. Однако это был январь-февраль, когда погода в Ирландии к полетам не располагала. При этом когда небо такие полеты разрешало, рассказывал в суде Мержакупов, инструкторы в первую очередь выпускали учеников-ирландцев. А в феврале 2013 года с ним на связь вышел менеджер по учебной части АО «Эйр Астана» Михаил Батаев. Сказал, что на него поступила жалоба из авиашколы. Мол, со слов инструктора, Аскар для обучения не пригоден, теряется в пространстве, и вряд ли как второй пилот сможет при необходимости в полетах заменять первого пилота. «Я отписался по этому поводу», - рассказывал Мержакупов, но после этого позвонила помощница Батаева и сообщила, что ему заказали обратный билет в Алматы. Он пытался узнать причину прерывания учебы в авиашколе, ответили, что он может продолжить занятия, но к экзаменам его все равно не допустят. По той причине, что якобы АО «Эйр Астана» за него не заплатило.
На Родине
В офисе «Эйр Астаны» Аскару Мержакупову объявили, что из авиашколы он отчислен. При этом письмо, на основании которого якобы это было сделано, не показали. Предложили вернуть деньги за учебу. Причем не 15 миллионов, указанных в договоре, а на семь больше - это были незапланированные затраты. Уже в суде, отвечая на вопрос адвокатов, что же конкретно послужило причиной прекращения учебы, представитель «Эйр Астаны» сказал, что они не усомнились в том, что Мержакупов не способен управлять самолетами высокого класса, мол, были же у него за время учебы несколько пересдач. Но при этом прямо не ответил, почему на этот счет нет заключения их собственного инструктора, который должен был отслеживать уровень подготовки летчиков, отправленных на учебу. И как объяснить тот факт, что письмо-заключение ирландского инструктора в «Эйр Астану» датировано восемью месяцами позже, чем якобы Мержакупова отчислили за профнепригодность. И, вообще, кто должен отвечать за то, что летчик, прошедший несколько ступеней отбора, оказался таковым?
Приехав в Алматы, рассказывал Аскар в суде, он предложил представителю авиакомпании закончить учебу в Ирландии за свой счет и получить сертификат. Но ему отказали. Попросил дать ему любую работу, чтобы оплатить стоимость обучения, но тоже получил отказ. «Есть ли на этот счет какие-то письменные подтверждения», - осведомилась судья. Нет, ответил летчик, но ведь те сотрудники «Эйр Астаны», с кем разговаривал, это могут подтвердить.
Могут или нет, точнее, захотят или не захотят - это сам по себе большой вопрос. Зато бесспорный факт - таких свидетелей в суде не было. А по закону каждая из сторон в гражданском процессе должна сама предоставлять доказательства.
Дальше ситуация складывалась для Аскара Мержакупова так. Больше полугода он искал работу. Потом получил предложение от одной из казахстанских авиакомпаний. Три месяца отучился на право управления самолетом определенного класса в США, и стал летать вторым пилотом. Командир воздушного судна Андрей Горбань был в суде свидетелем. По его словам, Аскар летчик не просто обучаемый. В США он получил по результатам экзаменов очень высокую оценку. Любит летать, владеет английским. А их экипаж участвует в перевозках казахстанских вип-персон, что доверят не каждому. «Я считаю, что выводы вашего инструктора - надуманные. И их надо было проверять», - заявил летчик с 20-летним стажем. У адвокатов Мержакупова было свое объяснение, почему АО «Эйр Астана» решило взыскать с молодого летчика многомиллионную сумму. По их мнению, авиакомпания, загнав большие суммы в обанкротившееся учебное заведение во Флориде, просто не может вернуть свои деньги (что такая проблема есть, проговорился в суде и ее представитель).
И все же решение Костанайского горсуда оказалось не в пользу Аскара Мержакупова. Формально условия заключенного им договора с АО «Эйр-Астана» оказались не выполненными - сертификата он не получил. Расторжение договора в одностороннем порядке не обжаловал. И теперь должен вернуть авиакомпании более 21 миллиона тенге (суд посчитал необоснованными претензии истца всего на 100 тысяч тенге). Впрочем, как заявили адвокаты, бороться они будут до конца.