Совхоз «Федоровский» в Федоровском районе был удостоен в 60-е годы ордена Ленина. В разное время во главе хозяйства работали выдающиеся аграрники – Иван Братышев, Генрих Классин (Геннадий Классен), Леонид Стороженко. Сегодня мы расскажем о «голландском вкладе» в развитие сельского хозяйства нашей области.
Когда проливается золотой дождь
– Я и сейчас без труда представляю облик Классина, – говорит эксперт проекта Петр Черныш. – Высокий, сухопарый, очень аккуратный в одежде. Его отличала сдержанность во всем, кроме работы. На работе Геннадий Петрович, что называется, горел.
В некоторых источниках его называют Геннадием Классеном. Но в официальных он Генрих Классин. Петр Черныш в своей книге «Федоровский район вчера и сегодня» упоминает сотни фамилий – книга уникальна средоточием реальных персонажей, теперь уже исторических для нашей области. Имена руководителей и рядовых тружеников хронологически вписаны в канву повествования, федоровскую летопись.
Например, рассказывая о достижениях района в середине 60-х, Черныш пишет:
«На федоровцев пролился золотой дождь. 22 марта 1966 года звания Героя Социалистического Труда был удостоен Василий Семенович Богданов, а 23 июня того же года – механизатор совхоза им. Ленина Георгий Алексеевич Леонов. 25 мая 1967 года старейший заслуженный коллектив совхоза «Федоровский» (Г.П. Классин) за большие заслуги перед Родиной был удостоен самой высокой награды СССР – ордена Ленина. Такую же награду тогда получили известные всей области директора, специалисты, трудящиеся района: Н.В. Антонов, Н.Г. Хван, М.М. Ольховский, Г.П. Классин, А.Г. Перевозный, В.О. Кайзер, И.С. Матрос, А.Н. Ким, Г.Е. Шишкин, О.И. Горячко, Г.И. Цвентух, Ф.Н. Бобро, И.М. Вайспек, С.М. Скубенко, А.П. Талан, Н.И. Полуцыганов. 50 человек удостоились ордена Трудового Красного Знамени. Колхоз «Путь к коммунизму» (М.Ф. Ефимов) был удостоен республиканского Памятного Знамени, в Золотую Книгу Почета Казахской ССР занесли все 14 хозяйств и Джаркульский хлебоприемный пункт с вручением Памятных Знамен и денежных премий».
Время зовет
Перечисленные выше фамилии дают представление об истории становления района: потомки славянских переселенцев, депортированные немцы, корейцы – время призвало их в ответственный момент вложить свои силы в общее дело. Примерно с таким же смыслом этого общего дела в газете «Федоровские новости» опубликовал свои воспоминания Леонид Стороженко (май-июнь 2016 г.) – «Годы труда во славу Отчизны».
Стороженко пришел руководить совхозом «Федоровский» после Классина. Леонид Васильевич пишет: «Весной 1976 года я был назначен директором «Федоровского», в дальнейшем он был переименован в совхоз имени 60-летия СССР. Организован был в конце 20-х годов прошлого столетия, производственные объекты и жилье на центральной усадьбе в нем строили американцы... В период освоения целинных и залежных земель хозяйство значительно пополнилось трудовыми ресурсами и новой техникой, что в последующие годы позволило ему ежегодно повышать производственные показатели».
Техническое перевооружение и передовые технологии, само собой, причина повышения показателей. Но как вспоминает Иосиф Аман, работавший при Классине агрономом и управляющим отделением, «выполнил план – тут же добавят. Как в лозунге «сегодня рекорд – завтра норма для всех». По словам Иосифа Иосифовича, это было тяжело, порой ругались, но только не Генрих Петрович. Никто не слышал от него бранных слов, хотя требовательности ему было не занимать. Он вообще не употреблял спиртного. «Культурный человек, я таких больше не встречал», – говорит Иосиф Аман.
И помощь, и тормоз
По каким международным проектам вскоре после Октябрьской революции американцы строили совхозы в Федоровском районе, официальных объяснений мы не нашли. Черныш сказал, что молодое советское государство в то время искало и друзей, и помощников. Еще один эксперт объяснил данный феномен Великой депрессией в США. Ехали за тридевять земель заработать, а не развивать СССР. Леонид Стороженко, которому мы задали вопрос на эту тему, сказал, что к концу двадцатых годов американская стройка, наверняка, хорошо помогла, а в конце шестидесятых-семидесятых стала обременительной. Здания вроде крепкие, а людям давно нужны были другие.
– Барачного типа было жилье. Коридор, и по обе стороны – квартиры-полуторки. Так построили американцы. И наши труженики, герои, в них жили, – Стороженко вспоминает об этом с созидательной энергией в голосе. Возглавив хозяйство, он начал со строительства. На вопрос, считает ли своего предшественника легендарным директором, ответил немедленно: «Конечно! Только «непопулярная» фамилия, которую считали немецкой, помешала ему получить Героя. На производстве после него делать было нечего. И я даже не пытался производственный процесс менять – все было отлажено идеально. После него я пришел в «Федоровский» строить...»
Вместе с немцами
Если искать информацию, например, о Герое Социалистического Труда Иване Братышеве в Интернете, то высветится: год рождения – 1905, дата смерти и место захоронения неизвестны. О Генрихе Классине Интернет вообще ничего не дает. Нам бы пришлось туго с биографией легендарного директора Классина, но помог Мурат Бердагулов, директор Карабалыкской опытной станции – здесь отношение к истории трепетное. Именно сюда после «Федоровского» был назначен директором Классин.
У сотрудников станции мы узнали факты биографии Генриха Петровича. Он родился рядом с городом Запорожье, в немецком поселке Тигреведе. Отец Петр Николаевич преподавал в школе математику, мать Мария Андреевна – словесность. Видимо, их голландские предки вместе с немецкими добровольцами переселялись в известный период истории в Российскую империю. А в 41-м война в Запорожье началась сразу. Если немцев Поволжья депортировали с тыловой территории, то с Украины их эвакуировали в тяжелейших условиях, под бомбежками.
Семья Классинов прибыла в Банновку Федоровского района по железной дороге. Отца, математика, забрали в трудовую армию, где он и умер от болезни. Мать работала в школе, дети – в поле и на ферме. Заболел и умер младший брат Генриха. Это были жертвы войны, невосполнимые и очень тяжелые. Но именно здесь, где семье было так трудно, Генрих полюбил профессию аграрника.
Она далась ему непросто. Сначала учился в Кустанае в сельхозтехникуме. Вошел в пятерку лучших выпускников. Потом ему предложили учиться на мукомола в Одессе, но помешала бедность – ни обуви, ни одежды. Однако Генрих твердо решил стать агрономом. Отправился в Алма-Ату. Приемные экзамены закончились, ему сказали, что если кого-то отчислят, возьмут его. Он приходил каждый день, и это заметили.
Институт Генрих окончил блестяще. Трудиться начал в Павлодарской области, но мать попросила вернуться в Федоровский район. Классина перевели, а счастливый случай помог встретиться с Иваном Братышевым. Тот пригласил его в «Федоровский» главным агрономом. Себестоимость одного центнера зерна в совхозе оценивалась в 2 рубля 80 копеек. Благодаря хозрасчету. Инициатором хозрасчета был главбух «Федоровского» Г. Шишкин. К нему приезжали учиться сначала из области, а потом со всей республики. Современники утверждают, что все главные специалисты, которые работали с Братышевым, и сами стали директорами совхозов или крупными партработниками.
Классин принял совхоз от Братышева во всеоружии. Он и в «Федоровский» пришел после Героя Братышева, и на опытную станцию – после Героя Соцтруда Владимира Савостина, выдающегося аграрного деятеля.
Две пятилетки Классина
Приходить на место сильного лидера даже сложнее, чем вместо слабого. Классин сделал упор на подготовку ученых. При нем в Челябинске защитили кандидатские диссертации А. Грязнов, Р. Ганеева, А. Востриков, К. Искаков, Е. Сариев, А. Саурмельх – это далеко не весь список. В Карабалыкской СХОПС надо было и строить. Поставили завод – около 2 млн кирпичей за сезон. Разработали схему: если человек стоит в очереди на жилье, его на год освобождали от основной работы и включали в состав стройбригады. Он и строил сам, и контролировал – этот принцип себя хорошо оправдал.
Проблемой на станции было животноводство. Генрих Петрович поднял поголовье и показатели. Но везде доказывал, что станция должна работать с семенами, животноводством пусть занимаются другие предприятия. Постепенно достиг понимания с вышестоящими органами. Классин выделял в своей работе на станции две производственные пятилетки (1976-1986 гг.) За год до выхода на пенсию попросил понизить себя в статусе, ушел в агрономы. В целом в сельском хозяйстве работал 40 лет.
Фото предоставлено Карабалыкской опытной станцией и из личного архива И. Амана.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Карабалыкскую опытную станцию в лице директора Мурата Бердагулова, ученого секретаря Евгении Шило, библиотекаря Розы Думалаковой.