«КН» приглашают к участию в этой рубрике всех, кто может рассказать интересные истории о нашей молодой столице – городе Астане.
Малоизвестные факты, редкие фотографии, личные достижения, которые стали возможны благодаря Астане – вы делитесь с нами, а мы – с читателями. В следующем году столице – 20 лет. Мы обсуждаем ее развитие с друзьями. Подключайтесь!
А сегодня у нас в гостях люди, с которыми «КН» встречаются не в первый раз, хотя они – граждане других государств. Мы писали о них в разное время, материалы выходили под разными рубриками. Сегодня они поделятся впечатлениями об Астане.
«Первый дом для всех казахов»
Бахчан ЖАНБАЕВ – глава Саракташского района Оренбургской области (Российская Федерация), кандидат сельскохозяйственных наук.
О нем очень хорошо отзываются в Оренбуржье. С Жанбаевым Саракташский район входит в число лидеров региональной экономики. Район – постоянный участник Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование», не раз выходил в призеры этого конкурса. Так же не раз район занимал первые и вторые места по итогам мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области.
– Бахчан Нурейманович, вы россиянин и вы – казах. Не сомневаюсь, что бывали в Астане...
– В этом году побывал на ЭКСПО в Астане. Это, конечно, был не случайный туризм. Я вырос среди украинцев, но посмотрите на меня: я – казах. Я был казахом и остаюсь казахом, соблюдаю национальные традиции. И молодежь в семье к этому приучаю. Казахстан всегда в душе. Я радуюсь, что меня называют «своим» в Казахстане. Недавно посетил Уральск, встречался с выпускниками Оренбургского сельхозинститута. Много ребят из Казахстана училось с нами. И немало казахов переехало из Оренбуржья, к примеру, в Актюбинскую область. Каждый человек выбирает, где ему жить. Кто-то возвращается в Россию, а кто-то возвращается в Казахстан. Это нормальный, свободный процесс, его формируют не политики, а простые человеческие связи. Из нашего региона некоторые специалисты уехали работать в Астану. И мы рады, что они нашли себе применение в столице Казахстана.
– Сначала вы только слышали об Астане, а потом всё увидели своими глазами. Это обыкновенный город или особенный?
– Да, я был наслышан, слух о казахстанской столице идет везде. А при личном знакомстве с городом получаешь не одно впечатление – их много, они разносторонние, разнообразные, яркие. Меня очень впечатлило, что когда-то средних масштабов провинциальный город, порядка 300 тысяч человек в нем было в конце прошлого века, за неполные 20 лет стал городом-миллионником. Стал столицей. Некоторые люди жили в аулах, а сейчас они астанинцы, жители столицы. Это уникальный случай на планете, когда большой город спокойно «переваривает» потоки новоселов. Почему это удается? Потому что Астана строится очень быстро – ни один в мире город-миллионник не был построен за такие короткие сроки. Так быстро, широко и красиво, как Астана, раньше столицы не строились. Можно смело говорить, что Астана – это чудо. С какой бы точки зрения не смотреть – демографической, архитектурной или экономической.
– Города строят люди. Понравились вам жители Астаны?
– В Астане я очень много встречался с молодежью. Молодые люди настроены интернационально, все хорошо говорят по-русски. То есть тот, кто приезжает из СНГ, не будет испытывать проблем с языком. Но что особенно приятно видеть: молодежь, которая учится в Астане, искренне тянется к знаниям, к новой полезной информации. Я там с девушками пошутил: «Замуж выходите быстрее, слишком долго учитесь...». А они в ответ: «Агай, сначала надо выучиться, потом замуж».
С волонтерами на ЭКСПО с интересом разговаривал: «Кто вы, ребята? Чем занимаетесь, откуда приехали?» А это были старшеклассники, студенты – душа радовалась их молодым приветливым лицам. Их знаниям. Никто не мешкал с ответом на вопросы, никто не выглядел беспомощным. Я общался с ними с большим удовольствием, я понимал, что у этих ребят есть будущее. И в целом нашу делегацию принимали в Астане по-родственному, как своих. Казахи, которые живут за пределами Казахстана, говорят, что Астана – второй дом. Но можно сказать, что это первый дом для всех казахов. Так считать правильнее.
– Астана и другие города Казахстана строятся в соответствии с госпрограммами. Вы, как крупный руководитель, государственный служащий, это почувствовали?
– Я обратил внимание на то, как озеленяют столицу Казахстана. Известно, климат здесь резко-континентальный – жаркое лето, холодная зима. Зеленый пояс вокруг Астаны призван смягчить природные условия. И мы уже с самолета видели, что эта государственная программа успешно выполняется. Мы с хорошими чувствами улетали из Астаны. И с таким же чувством принимаем гостей из Казахстана. У нас ежегодно проходит форум «Оренбуржье – сердце Евразии». В этом году он состоялся в начале ноября. Уровень участников был высокий – акимы областей и районов приезжали, члены правительства Казахстана. Из Казахстана всегда приезжают и казахи, и русские, точнее, славяне. И в нашем районе их встречали. Связи постоянные, и это очень правильно.
Сейчас политики должны быть очень ответственными на всех уровнях. А чтобы люди нам доверяли, надо работать. Наш район в этом году получил высокий урожай. Мы много строим, ремонтируем, сохраняем объекты, которые возводились до нас. Есть немало примеров, когда создавая что-то в России, мы помогаем и Казахстану. И, наоборот. Был конкретный эпизод: когда президенты России и Казахстана готовились встретиться в Актобе, возникла проблема – плохой участок автомобильной дороги из нашего региона в соседний. Казахстан свой участок давно сделал, а мы – нет. Устранили этот пробел за одно лето. Сейчас вместо бездорожья – 50 км отличной дороги, которую иногда называют «Встреча двух президентов». Хочется, чтобы всегда у нас с вами были такие результаты.
«Колорит восточный, хватка деловая»
Своими впечатлениями о нашей столице поделился Владимир ДОБРОВОЛЬСКИЙ, заместитель директора по коммерческим вопросам Мозырского машиностроительного завода (Республика Беларусь). Владимир Петрович побывал в Астане и других городах Казахстана, включая Костанай.
– В Казахстан приезжаешь не опасаясь, что едешь зря, что тебя подведут или, грубо говоря, обманут. Казахстанцы уважают своих партнеров, и независимо, какой это город, ведут себя порядочно. Моя работа часто связана с выставками сельскохозяйственной техники. С этой миссией я бывал и в Алматы, и в Астане. Оба города очень красивы. Но Астана выделяется тем, что здесь все живут в деловом ритме. Восточный колорит, конечно, чувствуется. Но более всего чувствуется пульс бизнеса, крупных его участников, я бы назвал это «деловой хваткой Астаны». При этом все друг друга понимают – есть язык межнационального общения. Так же и в Минске. Я думаю, что Астана и Минск – это города тесного сотрудничества и взаимопонимания.
«Символ сильной воли»
Что думают о Казахстане украинцы? На этот вопрос мы предложили ответить известному украинскому политологу, эксперту Киевского центра политических исследований и конфликтологии Антону ФИНЬКО. Читатели «КН» знакомы с его высказываниями в политической рубрике. В этот раз мы пригласили его поговорить об Астане.
– Естественно, у представителей народа Украины не может не быть особого отношения к Астане. Значительная и стратегически важная часть Украины, особенно Причерноморье и Приазовье – это степи. Архетип степи и степной дороги, степное мироощущение роднят казахстанцев и значительную часть украинцев – наследников казачьей культуры, многие из которых пополнили население Казахстана. К тому же один из основателей Астаны (тогда Акмолинска) – полковник Шубин – на Бородинском поле воевал в составе войск военачальника украинского происхождения, генерал-лейтенанта Дмитрия Петровича Неверовского, чьи предки являются выходцами из Переяславского полка Войска Запорожского.
Что касается современной Астаны, то, несомненно, ее сильная сторона состоит в том, что этот город и его достопримечательности, в том числе Байтерек, олицетворяют весьма решительную государственную волю Казахстана, нацеленность на модернизацию, заботу о престиже страны.
Очень хотелось бы, чтобы всё то лучшее, что позволило Казахстану достичь успехов в постсоветский период и возвести новую мощную столицу, сохранилось бы и впредь, и Казахстан не оказался бы, в отличие от некоторых иных государств постсоветского пространства, под ударами дестабилизации, распрей и смуты.