Когда бы ни зашел сюда «на рюмку чая», обязательно встретишь тут художника. Или ему сочувствующего. А покупатель в Художественный салон забредает редко…
В небольшой комнатушке, похожей на подсобку овощного магазина, чем она когда-то и была, беседуем про творчество и деньги. В самом центре Костаная на незаметной улочке им. 1 Мая спрятался Художественный салон, осколок некогда процветавшего Выставочного зала. Для тех, кто не знает, даю ориентир: в торце этого же дома, но с другой стороны, расположен овощной магазин «Садовод». Там на нехватку покупателей не жалуются.
Лидия Маслюк принимает на продажу в салоне всё, что создают художники, профессионалы и любители. Чудесные попадаются здесь вещицы. При мне зашла известная художница Наталья Халифаева, принесла зимний пейзаж (на фото). Скоро ли продадут?
Георгий Соков, маэстро от живописи и хозяин этих помещений, ищет ответ на мой простой вопрос: может ли прожить художник на свою профессию? Он перебирает в памяти всех наших живописцев, и получается не просто перечень талантливых или способных людей, а некий список учебных заведений. В которых трудятся художники, чтобы в свободное от этой подработки время встать к мольберту. И сам собой возникает другой вопрос: что тут подработка, а что работа?
Зашедший на огонек и почитать свежие газеты мастер-ювелир, а также шутник и юморист, Юрий Ковальчук говорит печально: «Цены везде растут, а зарплаты наоборот. Кто будет покупать наши картинки?» Ну, тут он, конечно же, не прав. Ведь, согласно статистике, средняя зарплата у нас давно превысила 150 тысяч тенге. Что стоит при таких доходах зайти раз в месяц в салон и купить для личной радости хорошую картину?..
И все же Лидия Маслюк большую часть дня скучает в одиночестве и каждого художника готова напоить в утешение чаем. Потому что картины покупают невыносимо редко. Лидия Петровна признается, что в среднем она продает одну картину в неделю. Но помнит еще времена, когда салон не вмещал посетителей, а месячный оборот доходил до миллиона тенге.
Я тоже помню Выставочный зал на улице Баймагамбетова, треть которого однажды вдруг стала салоном с картинами на продажу. Как здесь бурлила жизнь, как хотелось купить то, что раньше было недоступно. И ведь покупали! Но если описать все пертурбации, что пришлось перенести этому детищу Выставочного зала, получится очень грустная история. С большого зала усохли до небольшой комнатушки.
Лидия Петровна считает, что виной всему отсутствие у власти интереса. Когда первые люди города и области заходили на выставки, открывали их, покупали картины себе и в подарок, художнику было на что жить. А сегодня она с трудом вспомнила фамилию человека, руководящего нашей культурой.
Ну, нет интереса, что тут поделаешь? Насильно мил не будешь. Но ведь, если разобраться, то и она не совсем права. Салон заведение камерное, на любителя. Есть же у нас Картинная галерея, еще одно дитя бывшего Выставочного зала. В нем и выставки постоянно, и вернисажи, и, случается, руководители заходят. Когда есть повод. И, кстати, здесь ведь не только выставляют, но тоже продают творения наших мастеров.
В самом деле, есть ли возможность у государственного человека искать эту странную улочку и терять драгоценное время на просмотр разных картинок? Ну, понадобится купить что-нибудь этакое в подарок, пошлет помощника. А художники... Ну, где вы видели богатых художников? Если не называть пару-тройку звучных имен. Не будем наговаривать лишнего на наших государственных мужей. Мало ли какие у кого интересы.
Между тем, проблема денег для искусства остается, и нет у меня конструктивной идеи, как ее решить. Могу только помочь рекламой, которую оплатить они все равно не в состоянии. Вместе с Лидией Петровной мы выбрали что поярче, и я все это заснял. В интернете можно посмотреть и убедиться, что в Художественный салон имеет смысл заглянуть.
Владимир МОТОРИКО
Фото автора