Сергей МАТВИЕНКО – заслуженный мастер спорта РК, чемпион СССР и Мира среди молодёжи по греко-римской борьбе (1990-1991 гг.), 12-кратный чемпион Казахстана, пятикратный чемпион Азии, обладатель Кубка Мира (1997 г.). В настоящее время директор Школы высшего спортивного мастерства управления физкультуры и спорта акимата Костанайской области.
– Сергей Владимирович, когда вы показывали высокие результаты, приходилось испытывать опасение, что кто-то не так проверит пробы, и разгорится скандал, как это случается сейчас?
– В греко-римской борьбе и сейчас не слышно, чтобы кого-то дисквалифицировали за допинг. А в советское время ни в одном виде спорта не припомню таких громких «сенсаций». Это при том, что Советский Союз и тогда не очень-то любили на Западе. Но на спорте это почти не отражалось. Сегодня же два фактора очень сильно влияют на большой спорт – финансы и политика.
– А фармакология? Сегодня – это тяжелая артиллерия в спорте?
– Грубо говоря, отрасль на месте не стоит. Но вопрос в том, надо ли из нее делать убойное оружие? Страдают от этого в первую очередь спортсмены. Чтобы показать серьезный результат, надо отказаться от всего. А потом ребята получают такие удары – никому не пожелаешь. Наш Илья Ильин, я с ним не раз общался, лишился олимпийских медалей. Но все знают, что он великий спортсмен, честный, что он не случайно стал олимпийским чемпионом. Илья и до Олимпиад трижды был чемпионом мира.
– Судя по всему, это понимает и наш Президент – не оставляет Ильина без внимания.
– Это мудрое решение. Ильин прославил нашу страну на весь мир. У спортсменов как? Когда победа – тысячи поклонников. Когда поражение или неприятности, или когда ушел из спорта – всё, тишина и забвение. А Ильина сам глава государства поддерживает, это дорогого стоит.
– Можно ли вообще оправиться от таких потрясений, которые пережил Ильин и многие российские чемпионы, которых буквально преследуют разоблачениями?
– Оправиться-то можно, время лечит, но пережить такое – врагу не пожелаешь. У каждого спортсмена свой путь из подобного кризиса. Но рана внутри глубокая, она может остаться на всю жизнь. Спортсмен посвятил себя высоким целям, идет на многие жертвы, чтобы показать высокий результат не только для себя, но и для страны, под флагом которой выступает. Потом получает страшный удар. Забрать медали у спортсмена – это сердце у него вынуть.
– И ведь трясут лучших, спортивную элиту, кто в хвосте, того не проверяют…
– Какой смысл трясти «хвостовиков»? Начинают всегда с сильнейших.
– Видимо, дело не закончится и в следующем году? Но что-то же надо делать?
– Раз такая ситуация сложилась, функционеры должны создать своего рода систему безопасности. Международный олимпийский комитет, национальные комитеты, антидопинговые структуры, ВАДА – все должны представить спорту четкую градацию препаратов, запрещенных и разрешенных. Всем нужна ясность, что можно и что нельзя. Потому что сейчас одним можно применять всё, а другим – ничего. Поэтому надо проводить мощную разъяснительную работу.
Если сегодня мир ждет от спортсменов высочайших, фантастических результатов, а возможности человеческого организма ограниченные, то колоссальные нагрузки чем-то должны компенсироваться. Но всё должно быть в пределах легитимности, правил и стандартов. Спортсмен должен заранее знать, какие препараты запрещены. Вот если он сам проявил «инициативу», а потом попался, то пусть отвечает по всей строгости. А коллективная ответственность – это вопрос очень спорный.