Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Сайлаубек Ещанов: «Маслихаты не противники, а союзники исполнительной власти»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Сайлаубек Ещанов: «Маслихаты не противники, а союзники исполнительной власти»

Сайлаубек Ещанов: «Маслихаты не противники, а союзники исполнительной власти»

Что значит быть депутатом, кому лучше доверить этот мандат и почему главное – иметь гражданскую позицию? Об этом и многом другом «КН» беседуют с секретарем Костанайского областного маслихата Сайлаубеком Ещановым.

Стимул делать больше

– Сайлаубек Ергазиевич, сами вы сколько лет депутат областного маслихата?

– Пришел в третьем созыве, победил на довыборах в Алтынсаринском избирательном округе. Тогда я был генеральным директором санатория «Сосновый бор». И вот с тех пор четыре созыва депутат областного маслихата. С 2012 года секретарь маслихата, организовываю работу депутатов.

– Можно сказать, что это уже стало вашей второй профессией...

– Представительный орган – самый демократичный из всех. Меня всегда может заменить каждый из 36 депутатов областного маслихата, тот, кого изберут. Здесь самое главное – гражданская позиция. На любого депутата налагается такая ответственность, что ни о каких авантюрах он уже помыслить не может. Я вам так скажу: когда человек получает депутатский мандат, он меняется. И не в том смысле, что получает какие-то привилегии. Их как раз нет. Человек получает стимул делать больше. Конечно, каждый сегодня замечает, что жизнь меняется к лучшему. Несмотря даже на мировой кризис. Но депутат маслихата больше видит и знает, как это происходит. Вспомните, когда вы, Татьяна Анатольевна, были депутатом третьего созыва, утверждали бюджет в 33 миллиарда тенге. Сейчас уже больше 200 миллиардов. Когда-то миллиард тенге на строительство и ремонт дорог был фантастической суммой. А в прошлом году область потратила на эти дела 25 миллиардов! И технологии ведь изменились. А строительство! Теперь дома растут целыми микрорайонами. Да что там: Костанай стал, можно сказать, центром республиканского автомобилестроения. Дети уже начинают думать о том, чтобы получить связанную с этим профессию. Мы занимаемся переработкой, научились вести бизнес. Что очень важно – государство выделяет огромные деньги на развитие.

Рычаги воздействия

– Насколько при этом депутаты маслихатов могут влиять на бюджетные расходы?

– Нас часто упрекают в том, что мы за каждое решение голосуем единогласно, дескать, поднимают руки как по команде. Совсем не так. На самом деле у нас серьезные рычаги воздействия на исполнительную власть. Во-первых, еще на стадии формирования бюджета каждый заинтересованный в решении какой-то проблемы своего округа депутат вносит предложения. Потом мы обсуждаем проект бюджета на заседании комиссии, и только затем его выносят на сессию. Много зависит от того, кто находится в исполнительной власти: профессионал или случайный человек. Костанайской области пока с этим везет. Поэтому мы чаще всего мало меняем бюджет. Но бывает и по-другому. Например, в Мендыкаринском районе отремонтировали загородный лагерь, потратили полмиллиарда тенге. На очереди был второй, с такими же затратами. Мы проголосовали против, хотя там даже готова проектно-сметная документация. Потому что такие затраты нерациональны, лагерь функционирует всего три месяца, надо было сразу думать, как сделать его работу круглогодичной. Зато по строительству теплого перехода между корпусами перинатального центра, наоборот, инициировали. И исполнительная власть нас поддержала. Недавно решали проблему с лекарствами по редким заболеваниям. А вообще мы областной бюджет не только утверждаем, но и следим за его исполнением. Члены постоянных комиссий еще до того, как вынести вопрос на сессию, выезжают на места. Например, комиссия по вопросам экономики и развития сельских территорий и аграрного производства (ее возглавляет Олег Даниленко. – прим. авт.) в этом году выезжала в три района: Аулиекольский, Денисовский и Федоровский. Смотрели дороги, которые требуют ремонта. В итоге написали письмо акиму области с анализом ситуации в этих регионах. Когда мы недавно утверждали бюджет на 2018-2020 годы, в нем уже заложены деньги на проектно-сметную документацию по реконструкции самых проблемных дорог.

– За последние годы и функции маслихатов значительно расширились...

– Как говорит наш Президент, надо было сначала построить экономику, и на этом пути мы уже многого добились, а потом заниматься общественными процессами. Сегодня депутаты маслихатов, например, получив добро старейшин, выбирают акимов сельских округов. Это большой шаг по направлению к демократизации. Конечно, делая первые шаги, мы делаем и ошибки. Но я думаю, что постепенно их будет меньше. Мы расширяем самоуправление поэтапно. Сельские акиматы будут иметь свой бюджет. Но у нас еще слишком много неперспективных сел и очень много сельских акимов-непрофессионалов. Они могут делать ошибки просто по незнанию. Выход один – учить. Одна из проблем нашей области – населенные пункты очень разбросаны. Есть села, где живут всего сто человек. У них нет газа, нет воды. И подводить туда эти блага цивилизации нерационально. Легче управлять и обеспечивать инфраструктурой более крупные поселки.

– А у вас по-человечески сердце не щемит, когда на каждой сессии вы эти самые малые села вычеркиваете из списка, по сути, живых?

– Да, наверное. Но за уничтожением стоит большой подъем. Мы создаем опорные села, где бюджет будет больше. Сегодня надо уметь считать деньги. В Камыстинском районе есть наш депутат, известный и очень продвинутый, как сейчас говорят, человек – Борис Князев. Он считает: зачем нам много малых сел, постройте в большом интернат, возите детей туда, где есть нормальная школа, с хорошими условиями не только для учебы, но и для занятий спортом. Я его полностью поддерживаю. Люди туристами в космос летают, а человек, который ничем не хуже, живет без газа, воды. Зачем такая жизнь, если можно переехать в опорный поселок всего за 20 километров. Я вообще считаю, что и Костанай незаслуженно малонаселенный город.

Можно мобилизовать

– Есть вопрос, по которому спорят: среди депутатов маслихата большинство – руководители предприятий, бюджетных организаций. И все они лоббируют прежде всего свои интересы.

– Никакое прямое лоббирование просто невозможно. А если депутат отстаивает интересы своего избирательного округа, то я в этом ничего плохого не вижу. Почему так много руководителей? Я это могу объяснить только так: депутаты должны быть лидерами, людьми с позитивной жизненной установкой. Приведу вам пример. Десять лет назад депутат областного маслихата Кайрат Маишев работал инженером на птицефабрике. Изучил производство и, пользуясь программами поддержки бизнеса, построил сначала маленькую птицефабрику. Потом провел несколько модернизаций, и сегодня «Жас-Канат» известное в республике предприятие.

– Из всего состава депутатского корпуса вы единственный, кто имеет оплачиваемую должность. Хотя есть пример России, где депутаты – люди освобожденные. Будет ли так же и у нас?

– Это наша боль. Уже не знаю, в какие двери по этому вопросу стучаться. Хотя бы председателей постоянных комиссий, а их у нас пять, сделать освобожденными. Насколько тогда эффективнее была бы работа депутатов! Хотя, могу сказать, проблем нет, наших депутатов можно мобилизовать в любое время. Помните прошлогоднее наводнение, особенно в Карасуском районе? Главное было не допустить среди людей паники. Я попросил своих коллег, и они туда поехали десантом. И не только поехали. Еще и средства собрали, помогали людям продуктами, медикаментами. Теперь будем готовиться к сюрпризам стихии заранее. В бюджете уже выделены на это деньги.

Неприкосновенности нет

– Фонд «Сорос-kz» провел исследование по поводу кадрового состава казахстанских маслихатов и сделал вывод, что в них недостаточно молодых людей. Предложил даже варианты, как изменить ситуацию. Как вы к этому относитесь?

– Как вы думаете, человек в 60 лет взрослый или молодой?

– Очень взрослый.

– А с моей точки зрения, молодой. Я сужу по нашим депутатам. Поэтому и считаю, что выбрасывать за борт опытных людей только потому, что они достигли какого-то возраста, нельзя. Вот, например, Сабыржан Ахметов: в пяти районах был акимом и сейчас остается настолько активным, что позавидуешь.

– Как вы отнеслись к тому, что в Рудном девушка–депутат маслихата попала под уголовную статью, да еще такую, как сводничество?

– За все годы, что я избираюсь депутатом, это первый случай в области, единичный. Никто из депутатов маслихатов не имеет неприкосновенности. Нарушаешь дорожные правила – депутатскую корочку показывать бесполезно. Я хочу заметить: сейчас избираться депутатом, особенно областного маслихата, нелегко. Во-первых, надо пройти партийное сито, до этого заслужить, чтобы тебя по деловым качествам поставили в кадровый резерв. Самовыдвиженцы, конечно, есть, но они большой поддержки у людей не имеют. Народ ведь тоже хорошо ориентируется, кто и как будет отстаивать его интересы.

– Вы участвуете в приемах граждан и в «Нур Отане», и в своем округе. Помню, как пришли родственники просить инвалидную коляску для бывшего медработника, которой официально она была не положена. Меня лично поразило то, что вы сказали: если бы общество инвалидов не помогло с коляской, вы были готовы купить ее за свой счет.

– Я вообще стараюсь, чтобы все вопросы, с которыми приходят люди, решались. Конечно, понимаю, что каждый раз выкладывать деньги из своего кармана – неправильно. Не жалко, но неправильно. Иждивенчество ведь тоже поощрять нельзя. Но когда по закону помочь невозможно, я это делаю. Квартиру, конечно, нуждающемуся купить не смогу, но лекарства – да.

– Спасибо.

Татьяна БАШКАТОВА tab52@rambler.ru 54-05-80
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 6709
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран