В конце 2017 года начался суд над кикбоксёром, которого обвиняют в гибели парня на Дне города в Рудном. Примерно в эти же дни в Костанае профессиональные спортсмены избили еще двух парней. Тенденция?
Пятеро на одного
Диар Кожаков был главной надеждой костанайского кикбоксинга. Был. Потому что по его вине летом 2017-го умер 21-летний Дмитрий Дядюн. Ушиб, размозжение вещества головного мозга, вдавленный перелом левой височной кости, закрытая черепно-мозговая травма. Это только часть диагнозов Димы... 27 декабря начался суд по этому делу.
В суде мама погибшего Ольга Дядюн рассказала, что после фейерверка в День города сын переоделся и отправился в развлекательный центр «Горняк». А ранним утром старшему сыну Владимиру позвонил неизвестный и сообщил, что его брат в больнице. Мать застала Диму одного в палате. Несмотря на серьезные травмы, врачи отпустили его домой. Мол, травмы не опасные. Когда парень пришел в себя, начал отвечать на вопросы домочадцев.
– Сказал, что его били 4-5 человек, и показал, что у него сильно болит ключица. Вова спросил: «Ты знаешь этих пацанов?» Но Дима ответил отрицательно, – вспоминает Ольга Дядюн. С каждым часом ее сыну становилось хуже. Он стал невнятно говорить, плохо слышал слова. Прибывшая «скорая» была удивлена, что парня сразу не госпитализировали...
Он перенес две операции. Сначала прогнозы были обнадеживающие, но потом родным сказали откровенно: может не выдержать. 23 августа Дмитрия не стало. Семья требует наказания и для Диара Кожакова, и для врачей, которые отпустили парня домой.
В ответ тишина...
Спортсмен на суде обратился к семье погибшего: «Простите меня, пожалуйста! Я не хотел таких последствий. Я сам в шоке от произошедшего». В ответ мастер спорта по кикбоксингу ничего не услышал.
По итогам первого заседания вырисовываются две версии произошедшего. Первую мы выстроили по показаниям Кожакова, его девушки и свидетеля Дидара Жаксылыкова. Вторая – это показания друга погибшего Дмитрия – Галыма Кужамратова.
Версия 1
Дидар Жаксылыков, находясь в «Горняке», где в этот день было битком, перевалился через перила, чтобы кинуть билет подошедшему товарищу. Это не понравилось охраннику, который в грубой форме откинул парня с перил. Тот разозлился и спустился вниз, где встретил подвыпившего Дмитрия Дядюна. С ним Дидар не был знаком, но именно Дима завязал разговор. Жаксылыков объяснил причину своего гнева. Дядюн обещал решить проблемы с охраной, так как «всех тут знает».
Диар Кожаков пришел в «Горняк» со своей девушкой. Они стояли на входе в диско-бар, когда их увидел Дядюн. Ему показалось, что охранник именно Диар. Начал разговор в агрессивной форме и толкнул его в грудь. Диар просил его успокоиться, так как видел, что собеседник пьян. Дидар же встал между парнями, но Дмитрий обошел его и схватил Кожакова за шею. Кикбоксер освободился и ударил его на автомате левой рукой в челюсть (спортсмен левша. – Прим. авт.) Дядюн сразу же упал лицом вниз. Диара оттащили, больше он его не бил, и ничего не видел. Когда вышел через 15 минут, Димы уже не было. Он взял телефон Дидара и на следующий день спросил, что с Дядюном. Жаксылыков ответил: всё в порядке, его отпустили домой.
Но! Судья зачитала первоначальные показания Кожакова, где он сказал, что удары погибшему наносил и его брат Талгат. А вот в суде кикбоксер от своих слов отказался. Родной брат подсудимого, который проходит по делу свидетелем, и вовсе отказался от дачи показаний. Дидар Жаксылыков раньше тоже утверждал, что Талгат Кожаков избивал Диму. Теперь объясняет: давал первые показания под давлением полиции. Это будет проверено.
Версия 2
Галым Кужамратов, друг погибшего, рассказал иную версию событий: «Я сидел у фонтана и увидел, что братья Кожаковы, Жаксылыков и еще один незнакомый парень ведут под руки Диму. Я подошел узнать в чем дело, но никто ничего не разъяснил. Затем Талгат, брат Диара, ударил дважды Диму по лицу. Я решил остановить Талгата, но в это время меня два раза ударил Диар. Я «отключился», дальше ничего не помню». Примерно в сентябре мне «ВКонтакте» написал Дидар Жаксылыков и попросил увидеться. Мы встретились. Он задавал вопросы по поводу произошедшего. И также сказал, что видел, как меня ударил Диар.
Осталось выяснить: бил ли Диар Диму один, или он стал жертвой группового избиения. Следующее заседание состоится 9 января. Если вина будет доказана, то ему грозит от 8 до 12 лет лишения свободы по ч. 3 статьи 106 УК РК вместо блистательной спортивной карьеры.
Неспортивное поведение
Пока один спортсмен ждёт суда, другие дерутся снова. В декабре 2017-го в Костанае профессиональные спортсмены избили первокурсников педколледжа. Об этом нам рассказал отец одного из пострадавших.
– Сын и его друг ехали в колледж, – рассказывает Виталий Тарасенко. – В автобусе рядом находились двое парней, которым что-то не понравилось в разговоре ребят. Когда все оказались на улице, те двое повалили друга моего сына на землю и начали бить. Сын решил помочь, но получил удар ногой в голову, и еще ряд ударов.
Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы мимо не проходил неравнодушный. Мужчина вмешался в драку. Юноши врассыпную, но тут подоспел дежуривший рядом наряд служащих воинской части 6697. Собственно, в редакцию Виталий Тарасенко пришел, чтобы озвучить своё спасибо – и прохожему, и военным.
– К сожалению, я так и не нашел мужчину, который первым вмешался и помог. А вот служащих нашел. Съездил и поблагодарил их. Неизвестно, чем бы все закончилось. Сына и его друга могли там забить...
Виталий Иванович выяснил, что драку затеяли ребята из известного в Костанае спортклуба. Как результат, у его сына сотрясение мозга, пострадала челюсть, другие травмы.
– Профессиональные спортсмены обладают особенными физическими навыками. Били те, кто этому специально учится. Но ведь так быть не должно! Не для этого должны парни идти в спорт, – возмущается мужчина.
В случившемся сейчас разбираются правоохранительные органы. Мы пообщались с Артемом Бабаджановым, тренером спортсменов, задержанных после драки. Он заметил: воспитанники рассказали ему, что пострадавшие первыми начали перепалку в автобусе.
– Я провел разъяснительную беседу с ними. Один из ребят мне сообщил, что противники вовсе не были мальчиками для битья, тоже занимались единоборствами. К тому же, все парни примерно одного возраста. Одному моему ученику вот-вот нужно было ехать на соревнования. Он мне сказал: «Сэнсэй, я бы никогда не начал первым драку, тем более перед соревнованиями». Парни просто постояли за себя. Разумеется, нужно было любым способом избежать конфликта, и мы на эту тему переговорили.
По словам тренера, спортсменов всегда учат не использовать свои навыки вне ринга. Но бывают ситуации, когда каждый мужчина должен постоять за себя или семью. «Когда происходят обычные драки – резонанса нет. Но стоит только ударить спортсмену, особенно если он занимается единоборствами, как его все начинают осуждать. Тем более после громкого случая в Рудном летом. Чаще всего спортсмены не начинают конфликты, а дерутся в целях самообороны или заступаются за близких. Но не все это понимают», – комментирует тренер известного в области клуба.
Можно еще вспомнить, как ровно год назад в комплексе «Трудовые резервы» два спортсмена выясняли отношения. С травматическим пистолетом. Тогда пострадали двое парней, у одного из них травма была тяжелой – вдавленный перелом черепа. Выстрел был произведен в область лица.
Три происшествия одного толка за год. Тревожная статистика...
Комментарии:
И.о. руководителя управления спорта Костанайской области Евгений ВИЛЬЯМС:
– Тренеры объясняют ребенку сразу, как он пришел заниматься: драться можно только в целях самообороны. Больше никогда! Как только спортсмен нарушил это правило, его сразу же дисквалифицируют. Поэтому все, кто дорожит своим местом, не рискуют. Например, боксер, выстреливший прошлой зимой в лицо человеку, навсегда дисквалифицирован.
Президент Союза боевых искусств Костанайской области Руслан СЕКСЕНБАЕВ:
– Настоящий спортсмен никогда не станет пускать в ход свои навыки. Нас так тренеры воспитывали, и мы не одно поколение воспитали. Даже если тебя ударил соперник, нужно держать себя в руках. Никогда боевые искусства не были направлены на агрессию! Все они созданы для самообороны. Свои умения можно использовать лишь в крайних случаях, когда речь идет о жизни или угрозе семье.
Психолог Игорь Зуев:
– У подобного поведения три причины. Первая – личностные характеристики. Спортсмен – профессионал, некоторые вещи делает инстинктивно. У него выработаны навыки на случай опасности. Часто в драке у него срабатывает автоматизм. Вторая – хромает обучение этике в спортивных школах. В спорт часто приходят люди неуверенные или агрессивные. Они воспринимают мир вокруг как борьбу, где им могут навредить. И постоянно борются. Тренеры обязаны это преодолеть и внушить, что сила приема – в его знании, а не в применении. Кстати, это одна из причин, почему спортсменам, особенно бойцам, нельзя употреблять алкоголь. И третья причина – молодое поколение слишком эмоционально. Они совершенно не умеют терпеть, не умеют проигрывать. Они так заточены, что не хотят ничего, кроме победы. 90-е годы подтвердили: когда спортсмен-боец не находит себя, он уходит в криминал. Воспитать сильного духом воина – искусство. Владеют ли им все наши тренеры? Не могу сказать.