История выпускников одной московской школы, которая имеет к Костанаю самое прямое отношение.
Рай для пацанов
У железнодорожного полотна станции Озерной появился мужчина. Он долго ходил, заглядывал за кусты, а потом спросил у местных: «Где можно купить билет?» Мужики удивились, от вокзала давно ничего не осталось, какой билет? Чудак рассмеялся: «В детство...»
Владимир Полешко: «Этот альбом я увезу с собой. Школы уже нет, и память о ней постепенно тает…»
Вместе с этим самым чудаком мы едем к зеленым зарослям.
– Вот здесь. Да-да, здесь стояла наша школа. М-а -а-ленькая, но такая родная. Вот какая она была, – в руках у Владимира Антоновича старенький фотоальбом.
– Здесь было особенное детство. Эти заросли – это ведь былой сад. А вот здесь в альбоме на снимке, видите, сорняки школяры убирают, только разбивали сад... Этот альбом я увезу с собой. Школы уже нет и память о ней постепенно тает. Или зарастает такими вот кустами... Я отреставрирую, отсканирую – и в Интернет. Наши, знаешь, как рады будут.
Мы гуляли с Владимиром Антоновичем по шпалам и, кажется, картинка менялась. Вместо зарослей – ароматный сад. Маленькая, в бывшей казарме, без электронных досок, но уютная, словно родной дом, школа. Голоса детворы, шум поездов... И, оказывается, даже гул самолетов.
Станцию Озерную и, правда, можно было считать раем для любого мальчишки. Ведь поезда здесь ходили всеми днями из Челябинска в Житикару и обратно. В доперестроечные годы даже работал вокзал. Да и та самая школа называлась Железнодорожной № 13. А еще раньше мальчишки бегали на край поселка смотреть самолеты.
В Озерном в годы войны расположился аэродром известной Сталинградской авиационной школы. Равнину посреди холмов рядом с озером и железной дорогой, присмотрели по многим причинам. Летчики здесь, на краю укромной станции, испытывали самолеты. Причем не только советские, но и трофейные.
– Об этом говорит тот факт, что после войны мы во дворах видели заборы, залатанные самолетной обшивкой. Иногда с крестами. Сейчас очень жалею, что лишь на фото фрагмент такого «самолетного» забора сохранился.
Сейчас в Озерном осталось мало местных. Последние – это в основном немцы с Поволжья. Приезжим же здесь сразу показывают святая святых – могилу двух сталинградских летчиков, погибших тут же, на аэродроме.
– Парням было всего-то по двадцать с лишним лет. Во все времена, даже в самые тяжелые, за этими могилами следили школьники. Это лучший урок патриотизма. Могилы как раз на краю аэродрома. Нынче от него ни следа. Как ни следа от многого...
Каково же было удивление сельчан, когда в Озерный приехала незнакомка. Оказалось – невеста одного из летчиков, нашедших вечный приют в казахстанском Озерном. На могиле под ярко-красной звездой теперь фото красивого молодого паренька и слова: «Любимому...»
Да, Озерный – благодатный для детства поселок. Тот, кто умеет впитывать, отсюда выйдет духовным миллионером. Таким, кажется, и стал класс Владимира Полешко.
Скованные одной... школой
– Наша Железнодорожная школа, которую мы с вами в кустах Озерного искали, была начальной. Потом мы пошли в соседнюю новую школу поселка Московский. Её и строить помогали, и выпуском в ней стали первым. Вон она, трёхэтажная. С серебристой крышей.
– А как у вас в аттестате указано?
– Именно так, как ты подумала. Московская средняя школа! У нас одна девчонка в России поступала в вуз. Ее спрашивают: а какую именно школу вы закончили? А она – Московскую. Ей снова вопрос: а номер какой? И она выдала: «Какие номера, она у нас одна там такая!»
Одна такая нынче переживает не лучшие времена. Дело в том, что станция Озерная и поселок Московский – соседи, меж ними и километра нет. Живут одним поселком давно, даже по документам, но школы – две. И беда – детворы на обе не хватает.
– Вы же, молодые, нынче по одному, максимум два ребенка рожаете, – на пороге Московской школы нас встретил учитель НВП Темильбек Бекмухамбетов. – Где нам первоклашек брать?
В Московской школе надеются на объединение с озерцами. Там начальная, а здесь выпускная школа – чем не вариант, если два поселка давно стали единым целым. Пока же учителя с белой завистью поглядывают на скромный шкафчик на стене, битком набитый кубками школы.
– Наши и на уровне области были лучшими, – отмечает замдиректора школы Лариса Лях. – А нынче вот спортзал завалился. Мы под спортивный переделали актовый зал. Но места там маловато. Сельчане приходят, просят проводить вечерами игры, соревнования родителей и школьников, тренировки для желающих. А негде. У нас и физрук есть, молодой, активный. Нам бы спортзал, это сельчанам оптимизма бы прибавило. Как нам прибавляет оптимизма каждый визит ребят из того самого нашего первого выпуска.
Лида Маслова, Яша Ходоровский, Каратай Жайсанбаев, Вова Полешко, Лида Даюн, Люба Вертинская, староста класса Валя Бредун... 25 человек. Они закончили школу 46 лет назад. Это и есть тот самый выпуск, о котором в Московском уже ходят легенды. Эти однокашники – частые гости на поселковых «последних звонках», это они подарили школьной библиотеке 570 книг. А еще, находясь на разных концах планеты, умудрились сброситься на оснащение медкабинета. Ширма, кушетка, настоящий чемоданчик врача «скорой помощи» со всеми необходимыми лекарствами, холодильник. Все это для поселковой школы – редкая роскошь. Комиссии не перестают удивляться. Еще эти, уже взрослые люди, трогательно, из года в год, навещают свою первую классную руководительницу Раису Степановну Кинерейш (Терехова). Пьют вместе чай, вспоминают, смеются, целуют дорогие сердцу морщинки учительницы, ставшей когда-то второй мамой.
И пусть у них зачастую слезы наворачиваются от ностальгии, когда видят завалившийся спортзал, слышат поутихшую «железку», наблюдают, как современные школьники из столбов, оставшихся от шикарного ДК, сооружают импровизированные футбольные ворота... Несмотря на всё это, сила, сковавшая этих людей в единую цепь, сильнее всех перестроек и реформ. Ведь ей уже почти полвека.
– Мы вам так скажем, каждой бы школе таких верных учеников. Тогда и специальной даты в календаре не надо. Потому что они и так помнят. Круглый год, – заметили на прощание нынешние педагоги Московской школы.
Говорят, какие учителя – такие ученики. Какая школа – такие выпускники. Еще психологи говорят, что все начинается в детстве. Оттуда мы родом. Потому очень важно, чтобы на старте были светлые мечты, яркие события и верные друзья. С таким багажом быть сильным в жизни куда как проще.
Эта история – тот самый случай, когда московская школа оказалась в жизни куда важнее московской прописки. С Днем учителя, настоящие и бывшие ее учителя! Алла Михайловна Образ, Анна Петровна Смирнова, кстати, классный руководитель 10 «А» 1968 года выпуска. Вам посвящается это признание в любви. Пока ваши ученики ищут билет в детство, ваш труд остается бесценным.