Криптовалюта, которая изначально была интересна только специалистам, привлекла внимание общества осенью прошлого года. Один биткоин стал стоить $18 тысяч, и это сделало его популярным.
Биткоиновая пирамида
Мы живем в век, когда прогнозы фантастов становятся реальностью: протезами можно управлять силой мысли, беспилотные самолеты уже давно никого не удивляют, роботы пишут статьи... Бурное развитие информационно-технологического поля коснулось и сферы экономики. Появилась виртуальная валюта, которая не привязана к каким-то активам и неосязаема в принципе.
Криптовалюта – одна из разновидностей цифровой валюты, основанная на криптографических методах. Главное условие ее существования – учет криптовалюты децентрализован, то есть не контролируется каким-то главным органом, например, государством. В любой криптовалюте все операции построены на технологии blockchain, что позволяет данным не быть подделанными.
Для примера можно представить себе список выдачи кредитов в банке. Простой список можно всегда изменить, поэтому это нужно как-то исправить. Тут и приходит на помощь блокчейн, где каждый блок несет в себе информацию о предыдущем. В данном случае каждая предыдущая запись будет хешироваться и записываться к следующей. В итоге получается так: чтобы изменить одну запись, придется изменить весь список. Все это позволяет любой системе быть прозрачной и теоретически неподдельной.
Обсудив техническую часть, перейдем к экономической. Первой криптовалютой, получившей широкое распространение в середине 2013 года, был биткоин. Тогда он стоил от $100 и выше. На начало 2018 года цена варьируется в районе $12-15 тысяч. Рост стоимости вызван извечным человеческим желанием делать деньги из воздуха, из ничего.
Технология чем-то напоминает принцип работы так называемых финансовых пирамид: чем больше участников ты приведешь, тем больше твой доход. Система взаимодействия с криптовалютой устроена так, что, чем больше людей перебирают хеши, тем сложнее это сделать. В самом начале перебрать, или, как говорят, майнить, пару тысяч биткоинов было довольно легко. Тогда один биткоин стоил $0.005, что есть половина цента.
Затем энтузиасты подключались, и валюта все росла и росла, майнить биткоины становилось все сложнее. Сейчас в роли энтузиастов выступают очень богатые люди и компании, которые строят так называемые «фермы», где стоят десятки тысяч специальных устройств, сделанных под перебор хешей. Работают они от электричества, соответственно, потребление электроэнергии существенно увеличивается. Майнить биткоины могут и одиночки. У нас в Костанае есть люди, которые этим занимаются – для того чтобы перебирать хеши, достаточно двух мощных видеокарт (о них чуть позже). Но понятно, что оснащенные фермы более успешны в процессе майнинга.
Поздно покупать видеокарты
Биткоин не единственная криптовалюта в мире. Сколько их сейчас, сказать невозможно. Потому что каждый может написать свою сеть, создать свою криптовалюту. Это не контролируется государством. Для подобных проектов есть отдельный термин – альткоин. На начало этого года мне удалось найти более 1800 криптовалют, 39 из них имеют капитализацию больше миллиарда долларов на момент начала 2018 года. Общая капитализация рынка криптовалют составляет больше $800 миллиардов. За ростом цены дело тоже не стоит. Одна из главных валют почти дошла до цены в $20 тысяч, а на каких-то биржах и выше.
Отдельно стоит рассказать об ажиотаже в СНГ, в частности в России, когда люди брали кредиты и покупали видеокарты. Некоторые, посчитав, что это легкие деньги из электричества, начинали майнить преимущественно две криптовалюты – Ethereum и Bitcoin.
Выбор на них лег из-за резкого роста и относительной доступности, которые заключались в малой нагрузке на сеть. Человек, даже немного понимающий в криптовалюте, мог просто создать кошелек на одной из бирж, скачать майнер и начать зарабатывать.
Сейчас же для этого строят те самые майнинговые фермы. Бум способствовал дефициту видеокарт. Полки в магазинах пустели, цены росли. Спрос был на мощные видеокарты последних моделей и определенных фирм, которые могли майнить.
На данный момент ситуация приходит в норму в силу того, что стали производить специально предназначенные для майнинга устройства. Тем не менее скупка видеокарт была не очень разумной, потому что сеть биткоина устроена так, что, чем больше людей майнят, тем сложнее это становится делать. Отсюда понятно, что раз все скупают, то это становится все менее полезным и перспективным.
По закону?
Стоит упомянуть о регулировании криптовалюты на законодательном уровне в разных странах. Игнорировать развитие таких технологий точно нельзя, нужно это как-то определить в законные рамки. Это необходимо потому, что криптовалюта никем и ничем не контролируется, переводы и другие операции анонимны. То есть некий рай для всяких незаконных вещей.
Одной из первых в этой сфере выступила Беларусь. 22 декабря 2017 года президент Лукашенко подписал декрет «О развитии цифровой экономики», положения которого во многом регулируют все, что связано c цифровой валютой. В прошлом году российские власти начали говорить о намерении контролировать криптовалютный рынок.
Казахстанские власти тоже обсуждают этот вопрос. Ведущие экономисты и банкиры к этой сфере относятся скорее скептически. Говорят, что пока не представляется возможным оценить криптовалютный рынок в Казахстане в денежном выражении. Не так давно у нас в стране была создана Казахстанская ассоциация блокчейна и криптовалют. Ее председатель Есен Бутин считает, что основная цель ассоциации – упорядочить взаимодействие казахстанцев с технологией блокчейн, объединить тех, кто ведет работу на криптовалютных рынках, создать необходимую инфраструктуру и эффективно работающее законодательство.
Есен Бутин в интервью журналистам неоднократно говорил о том, что ОЮЛ «Казахстанская ассоциация блокчейна и криптовалют» намерена проводить экспертизу проектов, возникающих в Казахстане, и после глубокого изучения давать рекомендации, инвестировать в них или нет. Сайт ассоциации уже работает, но пока там нет ничего, кроме миссии, целей ОЮЛ и пары статей о самой ассоциации.
Реальная виртуальность
В целом в мире пока не прописаны законы, регулирующие криптовалютные транзакции. Тем не менее были сделки, проведенные за биткоины. Чаще всего люди продавали машины или недвижимость. Есть сервисы, которые выведут деньги с биткоин-кошелька на карту, зачастую это делается на самих биржах (по словам костанайских обладателей биткоинов, для Казахстана это пока недоступно, у нас обналичить криптовалюту невозможно).
Однако многие экономисты говорят о том, что скоро все это рухнет. Поскольку все это электронное добро ни к чему не привязано, то сама идея криптовалюты похожа на мыльный пузырь: раздуется и лопнет. Так это или нет – посмотрим. Пока что нестабильность системы показывает себя во всей красе. Со второй недели 2018 года весь рынок криптовалют стремительно падает. Тот же биткоин «пощупал» уровень $9000. Все это объясняется очередными попытками запретить криплювалюты в Китае и близких к нему странах. С другой стороны, наступает тот момент, когда практически каждый человек начинает интересоваться криптовалютами, усугубляя хаос.
Некоторые биржи вынуждены были приостановить регистрацию на определенное время из-за больших наплывов новых трейдеров. На момент середины третьей недели 2018 года весь рынок упал в цене примерно на 35%, капитализация опустилась до 450 миллиардов долларов и продолжает падать. Тем не менее криптовалют становится все больше, а значит, становится все больше опций. И уже есть люди, которые заработали на биткоине более миллиарда долларов!
Максим Теплинский