Гани КАСЫМОВ окончил МГИМО, специалист по международным отношениям, имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника. Баллотировался на президентских выборах 1999 года. Депутат Мажилиса в 1999-2004 гг. Депутат Сената в 2007-2013 гг. В настоящее время представитель Национальной палаты предпринимателей в Сенате Парламента РК.
– Гани Есенгельдинович, недавний визит нашего Президента в США одни называют историческим, другие – ярким и продуктивным. Почему США стали уделять много внимания Казахстану?
– Потому что мы, Казахстан, созрели. Еще совсем недавно наша страна была в тяжелом положении, пережила разруху из-за развала СССР, разрыва хозяйственных и экономических связей. Но за непродолжительное время мы не просто восстановились, а вышли на современный высокий уровень развития. Приобрели огромный опыт и международный авторитет. А сегодня что этот визит демонстрирует? То, что Казахстан и США привержены политике стратегического партнерства.
– Как вы трактуете термин «стратегическое партнерство»?
– Это очень большие многогранные связи, политические контакты в расширенном формате, развитие прямой связи между нашими народами, включая гуманитарную и научную сферы, образование. Экономика в стратегическом партнерстве занимает ведущее место. Пять лет назад насчитывалось более 20 миллиардов долларов прямых инвестиций США в Казахстан. И сейчас подписаны соглашения на 7 миллиардов. Это – одна сторона вопроса. Вторая: приглашая единственного лидера с постсоветского пространства, Президента Казахстана, Америка признает, что мы являемся и на политической карте мира очень важным серьезным партнером. Сколько бы злопыхателей ни высказывалось и как бы этого кому-то ни хотелось – таковы факты.
– У нас небольшое население, доля в мировой экономике невелика. На партнерство это не влияет?
– Вы слышали: господин Трамп сказал, что «мы в таких союзниках сами нуждаемся». США не придают значения численности населения Казахстана. Они ориентируются на уровень влиятельности. Америка признает приоритетность нашего государства во многих международных делах. Так сказал президент США.
– Казахстанский лидер 18 января председательствовал в Совете Безопасности ООН. Он сам сказал, что когда-то был «казахским мальчиком», а теперь в роли председателя. Кроме престижа что еще это дает Казахстану?
– Как председательствующие в СБ ООН, мы ответственны за политику упреждения дополнительных новых рисков и конфронтаций во всех регионах мира. Соединенные Штаты подчеркивают, что в своих внешних делах, во внешней политике будут опираться на опыт Казахстана. Это не только Афганистан, Северная Корея, Ближний Восток. Везде, где нужно упреждать риски, США как стратегический, политический партнер будут учитывать силу и мощное влияние Казахстана на эти процессы. Есть еще более тонкий нюанс: Штаты ясно дают понять, что во всем регионе Центральной Азии и Ближнего Востока Казахстан становится страной номер один. Пригласив нашего лидера, США подчеркивают желание видеть Казахстан в этом регионе как своего надежного политического партнера. Признание Соединенных Штатов, а это страна мирового уровня, мировая держава, дорогого стоит.
– Казахстан давно проводит безъядерную политику и пропаганду. Почему в 2018 году это становится особенно важно?
– Потому что это повестка Совбеза. Два года Казахстан – непостоянный член в СБ ООН, в январе 2018 года мы председательствуем. О чем это говорит? О том, что Казахстану досталась миссия очень большого значения. Вопрос стоит так: оружие массового уничтожения надо не только сокращать, от него надо избавляться. Казахстан и до этого ставил вопрос о ликвидации ядерных зон, выступал против ядерного расширения. Но раньше это была позиция просто неядерной державы. А теперь мы выступаем за нераспространение ядерного оружия как председатель Совета Безопасности ООН.
– Это другой политический вес?
– Да, это новое признание и новое поручение, которое всемирное сообщество дает Казахстану. Потому что верит: мы можем продвигать такие инициативы. Они касаются всех государств, всех членов ООН, но не все могут о них заявить и работать на таком уровне по столь актуальным, глобальным вопросам. Мы идем от экономики к политике, от политики – к геостратегическим проектам, которые обеспечивают безопасный мир всем нам. Первая страна мира, Соединенные Штаты Америки, возлагает большие надежды на Казахстан.