В Костанае в очередной раз полиция не спешит разбираться в деле, которое пахнет обманом потребителей.
Гражданские отношения?
Светлана Гомзикова заказала кухонный гарнитур в апреле прошлого года у Дмитрия Смирнова.
– К сожалению, я особо не поинтересовалась работой этого человека. И в момент заказа сомнений не возникло. Работал четко, давал дельные советы, – рассказывает женщина. – Вместе поехали в магазин, выбрали фасады. Услышала, что придется подождать материал пару недель. Итого – месяц на выполнение заказа. Я согласилась и на срок, и на цену, которая равнялась 246 тысячам тенге. Отдала предоплату размером 120 тысяч тенге. Прошел месяц – два, а гарнитура все не было. При этом на мои телефонные звонки Смирнов отвечал. Объяснял задержку разными причинами. В частности, тем, что все еще нет материала. В конце концов, я узнала, что он его даже не заказал.
И тогда Светлана Гомзикова обратилась в полицию, полагая, что столкнулась с мошенничеством. Однако полицейские так не посчитали и отправили женщину в суд, ссылаясь на то, что Смирнов от своих обязательств не отказывается. А значит, речь идет о чисто гражданских отношениях.
– Суд состоялся. Смирнов на него явился. Но не с первого раза, – продолжает Светлана. – Сделал это после того, как ему вручил повестку работник суда, которому я дала номер телефона Смирнова. Ответил, сказал, куда подъехать. То есть не скрывался. И в суде, равно как и в полиции, не стал отказываться от того, что получил от меня предоплату, но заказ не выполнил. Якобы ждал материал из России. Решение суда – вернуть мне предоплату. Это было в августе. Но денег до сих пор нет. Никакого имущества за Смирновым не числится. Зато числятся долги еще нескольким людям. Я нашла эту информацию через общедоступный интернет-реестр должников по исполнительным производствам. В суд на Смирнова подавали кроме меня три человека. С двумя удалось связаться. Эти люди оказались в той же ситуации, что и я. Совместно с одной из пострадавших снова написала заявление в полицию. Но это производство приостановлено. «...за неустановлением лица, совершившего преступление». Как так? Ведь Смирнов, насколько я знаю от других пострадавших, отвечает на телефонные звонки. Как при таком раскладе не получилось установить его местонахождение? Я не намерена останавливаться. Будем обращаться в прокуратуру.
Доотказывали
Похожая история случилась в 2017 году. Тогда речь шла об установке пластиковых окон фирмой «ЭкоПласт». Фабула как в случае с мебелью. И пока полиция писала отказники, хозяин «ЭкоПласта» Вадим Грищук наращивал долги. Дело тронулось только с подачи прокуратуры, которая заявила, что да, заявления по неисполнению или ненадлежащему исполнению работ регистрации полицией не подлежат. Однако это правило не касается случаев, когда договорные обязательства не исполняются перед группой людей. И по указанию прокуратуры было начато досудебное расследование.
В итоге хозяина «ЭкоПласта» арестовали, возбудили уголовное дело. Оно еще не закончено. Вадиму Грищуку предъявлено обвинение по статье «Мошенничество». Почти 20 эпизодов. Сумма ущерба свыше 1,6 миллиона тенге. При этом есть еще одна важная деталь, которая вызывает, мягко говоря, недоумение по поводу работы полицейских. Почему они так запросто отправляли тех, кто один за другим писали заявления в отношении Грищука в суд, если за этим гражданином уже числилось преступление? В прошлом же году был осужден условно на пять лет за кражу золота на несколько миллионов тенге на рынке «Дастархан».
До сих пор ждут расчета рядовые костанайцы, пострадавшие от еще одного вида мошеннических действий, которые тоже можно было прекратить раньше. Десятки заявлений – в основном от сельчан – поступали в полицию в отношении гражданки, которая брала под реализацию мясо, а рассчитываться не спешила. Два года полиция заворачивала людей в суд, уголовное дело было возбуждено тоже только с подачи прокуратуры. Пострадавшие дошли до генеральной. К тому времени размер долга гражданки, официально числящейся без кола и двора, превысил 4 миллиона тенге. Получила срок. Но благодаря амнистии отделалась ограничением свободы. Да, с долгами рассчитаться обязана. Не будем говорить за всех, но те, кто в свое время обращался в редакцию, денег до сих пор не получили.