В многоэтажке в центре Костаная бушуют страсти. Свои услуги жильцам предлагают сразу две жилищные конторы. Люди мечутся между ними и... судятся.
Темный лес?
Человек, хорошо знакомый с жилищным законодательством, посоветовал: «Эта сфера - такой темный лес, что можно заблудиться. Это отдельное государство, которое власти выгодно держать в том состоянии, в котором оно находится. Обычный человек, будь он трижды собственником своего жилья в доме, где даже зарегистрирован кондоминиум, в принципе ничего не решает. Платит, сколько ему говорят, и ни во что особо не вникает».
Дом №158 по улице Баймагамбетова в Костанае всегда был «под крышей» ПКСК «Виктория». Это одна из крупных в областном центре жилищных контор. Возглавляет ее Наталья Тарасенко. Говорит, что работает в этой сфере уже 34 года. В прошлом году ПКСК «Виктория» согласно новым веяниям стал КСП «Виктория-17». Переквалифицировалось из потребительского кооператива собственников квартир в кооператив собственников помещений. В чем разница? Она существенная. В КСП вошли только жилые дома, оформившие кондоминиум. Их сегодня 16. Всего «Виктория» обслуживает, по информации ее председателя, 68 домов. Жильцы полусотни многоэтажек права голоса не имеют. В том числе по главному вопросу - тарифу. Их дома просто обслуживаются.
Основной офис «Виктории-17» находится в полуподвальном помещении этого самого дома №158. Там сидит председатель, там же касса. Дом зарегистрирован как кондоминиум, но в состав «Виктории» не вошел. Потому что на его базе официально зарегистрирован другой КСП - «ЦентРпарК». Этот кооператив был создан еще в январе 2016 года, однако целый год дом продолжала обслуживать «Виктория». Но когда произошла реорганизация, Тарасенко официально уведомила председателя «ЦентРпарКа» Александра Комарова, что с 1 марта 2017 года разрывает отношения. И пришлось им самим заниматься проблемами дома, «ЦентРпарК» в лице исполняющего обязанности председателя Сайлау Асылбаева уже почти год это делает.
мы бы уже имели два миллиона тенге, и могли бы сделать крышу».
Откуда ноги растут?
По словам Сайлау Кажиморовича – так совпало. Надо было поставить общедомовой счетчик учета тепла, но не все жильцы на это соглашались. Ведь за его работой надо было кому-то следить. Вот на собрании и решили создать свой кооператив. «Только за первый год мы сэкономили три миллиона тенге, - говорит Асылбаев. - И все стали нас поддерживать. Хотя обслуживала дом по-прежнему «Виктория».
- Собралось нас из разных домов несколько человек, которые задались вопросом, насколько прозрачно этот ПКСК расходует деньги, которые собирает с жильцов. Меня избрали членом ревизионной комиссии, но это ничего не прояснило. В Уставе кооператива написано, что член ревкомиссии имеет право потребовать аудита. Мне письменно в этом отказали. И я был вынужден обратиться в суд.
В суде стороны примирились, потому что аудит - это большие деньги. За счет сборов с жильцов, конечно. И еще не факт, что в бухгалтерском учете найдут слабые места. Асылбаеву пообещали дать все документы, пусть разбирается. Ну а потом, как уже было сказано, «Виктория-17» от дома отказалась. А Сайлау Кажиморович стал претворять в жизнь мечты о прозрачном бюджете.
В первую очередь изучил опыт костанайских домов, у которых получилось жить по-своему. Заключили договоры со всеми коммунальными предприятиями, решили обходиться без постоянного штата. Взамен появились договоры со слесарем-сантехником (на всякий случай приобрели лишь свой сварочный аппарат), дворником. Вместе с Александром Комаровым (он по специальности программист) создали свой сайт, где стали отражать все шаги «ЦентРпарКа» – поступление денег, их расходование. Платить жильцы стали лишь в электронном формате, за услуги слесаря рассчитывались по факту выполненных работ тоже безналом. Полная цифровизация! Контролировать жильцы работу своего КСП могут даже с помощью мобильного приложения.
- Мы же некоммерческая организация, все деньги идут на дом! - говорит Сайлау Кажиморович.
Конечно, главным стал вопрос: на чем еще можно сэкономить. Решили установить в подъездах датчики движения (идет человек - свет загорается), так называемые антивандальные лампы (их нельзя унести или разбить). Это должно дать экономию электроэнергии, за которую во всех шести подъездах дома расплачивается «ЦентРпарК». Запланировали установку видеонаблюдения. Дом старый, еще 1966 года постройки. Когда был капитальный ремонт, никто не помнит. Шифер на крыше дырявый, пропускает воду.
- Если бы нам платили все жильцы дома, - говорит Сайлау Асылбаев, - мы бы уже имели два миллиона тенге, и могли бы сделать крышу. Но получилось так: сорок человек платят нам, столько же - «Виктории», а остальные вообще никому не платят. Живут до первой аварии.
И привел пример. В одной из квартир лопнул стояк. Обратились к ним, вызвали сантехника, течь устранили. Но только после того, как владелец квартиры погасил долг, из этих денег и заплатили за услугу. И вот здесь для КСП главная проблема - раздвоение позиций жильцов.
Линия водораздела
Как оказалось, многие жильцы не верят новому КСП. Для чего создаются такие организации? Спроси меня, ответила бы: чтобы заработать. Когда выяснилось, что Комаров и Асылбаев работают за идею и ничего за свои труды не получают, я удивилась. Наталья Тарасенко заявила: жильцы считают Сайлау Кажиморовича чуть ли не аферистом. Хотя сама она никогда так не думала.
- Ему надо просто лучше объяснять людям свои идеи, - говорит председатель «Виктории». - Я многим говорила: «Попробуйте, может, у вас что-то и получится». Ведь есть же в городе хороший опыт отдельных домов. А он, когда жильцы устроили во дворе собрание, не вышел к ним.
Все же «Виктория» и «ЦентРпарК» - конкуренты, но в чем-то Наталья Тарасенко безусловно права. У Сайлау Асылбаева свои аргументы. Он считает, что Тарасенко специально сманивает к себе жильцов. С сентября прошлого года стали людей обзванивать, звать к себе, оказывают бесплатно услуги, которые до этого были платными. Тарасенко не скрывает, что с сентября «Виктория» снова взяла на обслуживание 158-ой дом. Но при этом, говорит, никаких подковерных игр, только потому, что люди просили. Показала письмо: «Прошу считать недействительными подписи в нашем заявлении о выходе из состава ПКСК. Хотим продолжить обслуживание нашего дома в вашем кооперативе». Люди даже в суд обращались.
На вопрос, куда используются полученные от жильцов дома деньги, Тарасенко ответила: «На заявочную систему. А полный ремонт кровли не будет делать ни один ПКСК. На это должен быть целевой сбор, или по госпрограмме. Мы и не скрываем, что 50 % всех собираемых средств идут на зарплату работников».
Асылбаев говорит, что поменять отношение людей к их КСП мог бы вопрос о подвале, где сейчас находится офис «Виктории». В советское время там был детский клуб, часть помещения которого государство выделило в пользование ПКСК еще в 1999 году. Однако после регистрации кондоминиума, считает он, подвал должен принадлежать всем жильцам (это подтвердили в управлении юстиции). И только они могут им распоряжаться. Сдать в аренду, например, получать от этого деньги на нужды дома.
Заручившись поддержкой юристов, «ЦентРпарК» подал иск в суд о выселении «Виктории-17» с насиженного места. Однако проиграл: экономический суд посчитал, что помещение, которое занимает конкурент - государственное имущество. Хотя представители госструктур на суде говорили, что такого в реестре не значится. Парадоксальная ситуация. Тот самый «темный лес», о котором меня предупреждали.
В итоге «Виктория» осталась сидеть, где сидит, а «ЦентРпарК» потребовал от управления финансов и прокуратуры исполнить решение суда - передать помещение государству, и дальше уже решать, кому его выделить. Ведь сейчас законно зарегистрированный КСП базируется... в квартире Асылбаевых.
Наталья Тарасенко говорит, что решение снова принять на обслуживание дом, от которого они отказались, никак не связано с попыткой выселить их из подвала. Но, кажется, все же лукавит. Та часть жильцов, которая поддерживает в битве за дом «Викторию», снова подала в суд. И если он признает, что их сторонников большинство, то все вернется к старому. А если нет, говорит председатель, они вернут «ЦентРпарКу» деньги, которые собрали с жильцов.
Сайлау Асылбаев не знает, чем кончится вся история. Но как истинный идеалист надеется, что им удалось хоть в какой-то мере разбудить людей. Чтобы они чуть-чуть почувствовали себя хозяевами, поняли, что в жизни многое можно поменять. А вот его активный соратник, жилец этого дома Виктор Новиков, настроен более решительно:
- Раз впряглись в упряжку, будем тянуть, сколько духу хватит.
Татьяна БАШКАТОВА
Фото автора и Сергея МИРОНОВА