Последние пять лет в Костанайской области специалисты отмечают снижение рождаемости. С чем это связано, и, главное, что делать? Разбираемся в ситуации вместе с региональным координатором по акушерско-гинекологической службе Иваном ЯНЦЕНОМ.
Боди-арт для будущих мам, говорит она, психологически полезен. Вот и Юлия ИЩЕНКО, которая по срокам станет мамой как раз ко Дню влюбленных,
улыбалась всю процедуру. Ждёт девочку, дома еще трое мальчиков – муж и двое сыновей.
Говорит, непросто растить детей, но рожать надо, если в семье живет любовь.
Про индекс рождаемости
– Если сравнить показатели, то в 1986 году в Костанайской области в год рождалось 24-26 тысяч детей, – рассказывает Иван Абрамович. – Тогда население в области составляло порядка 900 тысяч человек. И каждый год врачи проводили 28 тысяч абортов. Представьте, какая была фертильность! (способность к зачатию. – Прим. авт.) Сколько женщин беременели, но не решались стать мамами. А многодетных матерей было около двух тысяч. Прошло 30 лет. И что мы видим? Население в области примерно такое же, как и в 1986 году, женщин фертильного возраста – 226 тысяч. Абортов стало меньше, так как за это время изменилось отношение женщин к беременности, появилась возможность медикаментозных абортов. Тем более что часть абортов проводится в частных клиниках, которые не обязаны отчитываться. Но что с рождаемостью? Она снизилась больше чем в два раза. В 2017 году родился 11841 ребенок. В 2016-м на свет появилось на 585 костанайцев меньше.
Причем, как отмечают специалисты, последние пять лет картина особо не меняется. Детей в нашей области на свет появляется все меньше. В итоге нас уже отнесли к региону с низким индексом рождаемости.
А вот в стране в целом рождаемость высокая. Показатель естественного прироста в Казахстане за 2016 год составил 15,5 за счет высокой рождаемости в южных областях. То есть на каждую тысячу населения родилось 15 детей. В Костанайской области этот показатель в пять раз меньше – 3,4. Такая же ситуация во всём северном регионе.
Это ж как надо любить воду!
Иван Янцен уверен, что от медицины уровень рождаемости зависит мало – всего 10-15 %. Хотя и здесь есть проблемы: нехватка кадров, оборудования. Нельзя списывать со счетов и вопросы здоровья – как женщин, так и мужчин. Урбанизация, загрязнение окружающей среды, неправильный образ жизни (вредные привычки, недостаток двигательной активности, стрессы) – всё это тоже сказывается на возможности стать родителями.
Но все же у нас рожают мало, считает Янцен, потому что у людей низкий уровень материальной обеспеченности. Особенно заметна эта тенденция на селе. Молодые уезжают в города, потому что на земле не могут найти работу. Нет у молодежи и жилья, по-прежнему не хватает детских садов. Кстати, в Австрии в 1980-х годах проблему низкой рождаемости решили с помощью беспроцентных кредитов на жилье. Рожает молодая семья одного ребенка – сокращают сумму кредита, а если второго и третьего – вообще списывают.
– В год я по нескольку раз в своем кабинете уговариваю женщин отказаться от аборта, – говорит Иван Абрамович. – Чаще всего они идут на это из-за материальных трудностей. 30-40 женщин после этих бесед все-таки рожают. Конечно, растет и бесплодность, но этот процент небольшой, особенно на демографическую ситуацию не влияет. Немалую роль я отвожу и репродуктивному поведению – отношению к институту семьи, к детям.
Но вряд ли в южных регионах уровень жизни выше. В мировом масштабе в бедных странах мы, как раз наоборот, наблюдаем высокую рождаемость, а вот в благополучной Европе и Америке в последние годы стало популярным движение чайлдфри (свободны от детей. – Прим. ред.).
Конечно, дети – это расходы, время, внимание, отказ от карьеры и так далее. Как-то один из православных благотворительных фондов предложил неплохую материальную поддержку бедным семьям, в которых решились на аборт. Большинство женщин отказались. Так что все разговоры о бедности, уверены демографы, имеют психологическую причину. Современному человеку просто не нужны дети.
Если вспомнить историю, то получается, что в традиционном аграрном обществе наличие детей было выгодным, так как подрастали дополнительные рабочие руки. Кроме того, многодетность в условиях высокой смертности (войны) гарантировала продолжительность рода.
В развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы встать на ноги. Естественно, это становится обузой для взрослых. Родители вынуждены тратить время и деньги. Да и система соцзащиты окрепла, но тут есть вторая сторона медали. Вспомним старый анекдот о стакане воды, который некому подать одинокому старику. Сегодня по этому поводу шутят: «Это ж как надо любить воду, чтобы из-за нее рожать детей...» Так вот, сегодня есть соцработники, которые ухаживают и помогают бездетным старикам. Плюс ситуация в мире. Вряд ли многодетности способствует пропаганда однополых отношений и браков...
Сама по себе ситуация не решится. Ни в мире, ни в нашей области. Если власть не озаботится попыткой изменить не только ценности в обществе, но и экономическую составляющую. Все же во многих странах введение материального стимула влекло за собой и всплеск рождаемости. Надо создать такие условия, чтобы ребенок стал не обузой, а радостью. Чтобы современный человек наступил на горло своему инфантилизму и эгоизму, научился любить и заботиться.