К нему шагать да шагать вверх по лестнице. Дверь гостям он открывает сам. И если вы хотите воочию увидеть человека, который с конца сороковых подписывал важнейшие документы Кустанайского облисполкома, то реальность превзойдет ожидания: Магауя Жунис-улы в детские годы не раз видел одного из лидеров правительства Алаш-Орды Миржакипа Дулатова. Это – о масштабах памяти.
Всё дальше от дома
Много ли таких людей сегодня рядом с нами? Вопрос риторический. Завтра, 11 февраля, Магауе Жунис-улы исполняется 99 лет. Родился в Мендыгаринском районе в семье крестьян-
единоличников. Они были особенными крестьянами: глава семьи учился в медресе в Троицке, знал арабский и русский, был человеком скромным и культурным.
Старший их сын, Ахмедвали, окончил гимназию в Оренбурге, сделал карьеру – работал в столице Казахстана заместителем председателя Госплана. В Алма-Ате и сошлись его пути с Миржакипом Дулатовым. Их связывала, наверное, не политика, а малая родина. Казахи, выходцы с севера, держались друг за друга, общались довольно тесно.
Магауя жил у брата в Алма-Ате. Ахмедвали хотел, чтобы тот получил хорошее образование. Но в 34-м году старший брат Магауи умер. Жена пережила его не надолго. Вернуться в Кустанай мальчику было почти невозможно – прямой ветки тогда не было. По железной дороге в Кустанай – через Новосибирск, Барнаул.
Друзья брата помогли устроить Магаую в интернат. Он хорошо учился и немного работал, даже открыл счет в сберкассе. Накоплений хватило, чтобы после окончания десятилетки уехать на учебу в Москву. Поступил в Историко-архивный институт. Центр города, библиотеки, студенческое общежитие, стипендия, столовые, где хлеб был бесплатным. Магауя Жунис-улы сегодня остается одним из немногих, кто видел все это не в кино. Это его явь, реальность, его молодость…
41-й
В родной Мендыгаре Магауя не был очень долго. Повидать родителей решил после второго курса – наступило лето 41-го. Через две недели, проведенных дома, началась война. Он бросился в военкомат, чтобы получить разрешение вернуться в Москву, в институт. Но Москва уже стала закрытым городом, никто не мог туда вернуться без особого разрешения.
Магаую призвали, как всех, в армию. Так он попал в Златоуст на военный завод, откуда на фронт бесконечным потоком отправляли пулеметы. Руководство, увидев документы Магауи, уделило парню повышенное внимание. Образованный, дисциплинированный, культурный. Он получил должность на заводе, хотя и невысокую, но ответственную.
Неизменные качества
С тех пор он мало изменился. Пусть тогда ему было 22, а сейчас – 99, Магауя Жунис-улы остается подтянутым, аккуратным, хорошо информированным человеком. Он никогда не сходил на обочину, не пережидал жизнь – он живет. Например, в библиотеку имени Толстого перестал регулярно ходить лишь три года назад – зрение ухудшилось. Но телевизионные новости изучает, анализирует, делает выводы.
Накануне мы разговаривали с Купей Мальчубаевой, заслуженным врачом РК, отличником здравоохранения СССР, почетным гражданином Костаная. Она говорила о семье в целом:
– С женой, Зайрой Нургазиновной, они были первыми настоящими интеллигентами в нашем городе. Красивая, примерная пара. От них мы впервые тогда услышали о Миржакипе Дулатове. И о том, что народ еще будет гордиться алашординцами. Тогда это была закрытая тема, но не для них.
Вера Семенова, наш постоянный эксперт, особо подчеркнула глубокую духовную связь супругов:
– Зайры Нургазиновны с нами сейчас нет, но рассказывать лишь об одном из них невозможно – они рядом, были и остаются….
А в конверте – судьба
Их встреча была уникальной. Магауя, тогда Юнусов – в годы независимости он привел свое имя в соответствие с национальными традициями – работал заместителем председателя Кустанайского горисполкома. Однажды ему надо было ответить на письмо, пришедшее из Курганской области.
Написала неизвестная ему Зайра о том, что когда-то ее родителям пришлось уехать из Казахстана в Россию. О Кустанае она знает лишь с их слов. Хотела бы побывать, посмотреть, как живется людям на родной земле. Он ей ответил, как того требовал регламент. О том, что автор письма молодая девушка, думать было некогда. А она, получив ответ, решила, что начальник в горисполкоме – пожилой человек. Все начальники – пожилые…
Конечно, Магауя был в то время уже не мальчишкой. После войны вернулся в Кустанай, пришел в облисполком. Председателем был Абжан Суйкумбаевич Жусупов – историческая личность. С 45-го по 49-й он возглавлял облисполком. В памяти Магауи Жунис-улы остался, как человек, умеющий хорошо решать не только государственные задачи, но и понимать простых людей. Кадровый вопрос стоял остро, мужчины – наперечет. Прибытие Магауи его обрадовало:
– Два курса института, военный завод – можешь считать, что мы давно тебя в Кустанае ждем…
Магауя начинал инструктором отдела, потом назначен секретарем облисполкома. Он был реализатором решений, принимаемых на заседаниях этого важнейшего органа исполнительной власти. К нему стекались все приказы и от него расходились к конкретным исполнителям.
Он был одним из самых грамотных чиновников облисполкома. Писал без ошибок на русском и на казахском. Мог составить текст любой сложности. В то время почерк еще имел значение – у Магауи он был каллиграфическим. Учиться продолжил в Кустанае, получил диплом об окончании пединститута. Следующий пост – заместитель председателя Кустанайского горисполкома – однозначно воспринимался, как повышение по служебной лестнице. На одной из ее ступенек он и повстречал Зайру.
Учись...
Магауя Жунис-улы вспоминает об их знакомстве с улыбкой.
– У нее образование было всего восемь классов. Когда приехала в Костанай, увидел, что красивая, молодая. Очень понравилась мне. Поженились, и я ей сказал: учись...
Она окончила сначала вечернюю школу, потом пединститут. Но с учителями в области было не так сложно, как с медицинскими специалистами. Например, логопедов – ни одного. Ей предложили учиться в Ленинграде. Стажировалась Зайра Нургазиновна там же. С нее начиналась логопедическая служба в Кустанае. В городской детской больнице она была еще и секретарем партийной организации.
– Наш любимый парторг, – говорит Вера Семенова, в свое время секретарь Кустанайского горкома партии.
– Наш идеологический босс, – шутит Купей Мальчубаева. – Профессионал и стопроцентная женщина – всегда с иголочки, всегда в порядке, готовила прекрасно и национальные блюда, и русские. Они с мужем вырастили троих достойных сыновей: Булат – заслуженный энергетик РК и СНГ; Абай – кандидат архитектуры, заслуженный архитектор Казахстана; Амир, к сожалению, рано ушел, он был врачом…
Кустанайский быт
Магауя Жунис-улы рассказал, каким был быт в их семье. Когда еще начинал работать в облисполкоме, получил квартиру – три комнаты на втором этаже. Свободного жилья было много – эвакуированные специалисты оставляли свои квартиры.
Он перевез из Мендыгары родителей, но они не могли без привычной печи. Дома, когда прохладно, грелись о теплую «голландку», а здесь система отопления другая, хотя о центральном еще и не мечтали. Пришлось перейти в домик, больше напоминавший землянку, но с печью.
Когда женился, получил квартиру. И вместе с женой они ходили за водой к логу, где вода в колодце была самой лучшей в городе. У него два ведра и у нее – два. Эту воду расходовали экономно – на чай, на супы. На хознужды шла другая вода.
Как говорит Вера Семенова, именно в ту пору, когда работал Магауя Жунис-улы, быт в Кустанае стал меняться на глазах.
Городские вехи
– У него честная память. Магауя, рассказывая о себе, обязательно отдаст должное тем, с кем рядом работал. Это и Валентин Евгеньевич Великанов, и Василий Иванович Таран, и Валерий Иванович Шлычков, – слова Веры Григорьевны подтвердились в нашей беседе.
Магауя Жунис-улы не преминул рассказать о своих соратниках. Как озеленяли город, как запускали первый городской автобус по линии «железнодорожный вокзал – река Тобол», как в городе появилось такси – грузовое и пассажирское. Паровое отопление, открытие прачечной, кулинарии…
История быта – одна из интереснейших страниц человеческой истории. Она хранится в архивах. И, к счастью, в Костанае есть человек с памятью живой, ясной, позитивной. Например, у нас есть копия архивного документа, где стоит подпись М.Юнусова «О передаче помещения по ул. Ленина, 75 Кустанайскому облавтоуправлению для организации автостанции» (11 июля 1953 года).
В этом же году Юнусов подписывает решение о праздновании юбилея заслуженного учителя Казахской ССР, писателя тов. Кубеева. Интересное решение принято 1 сентября 1953 года: о режиме рабочего дня в учреждениях и организациях Кустанайской области. В частности, «категорически запрещалось вызывать сотрудников на работы в неурочное время и удлинять рабочий день. Если есть «крайняя необходимость», выплачивать сотрудникам за сверхурочные часы». Таких документов, подписанных Юнусовым, десятки и сотни. Он и сегодня может их прокомментировать.
Вместо «до свидания»
– Он очень подготовленный человек, – говорит председатель областного Совета ветеранов Кенжебек Укин. – Чтобы работать эффективно, человеку надо к этой работе быть готовым. Магауя Жунис-улы до сих пор такой.
В этом суть, основные принципы большой жизни нашего героя: всегда работать и быть честным человеком.
– Встретимся ровно через год, – я сказала это вместо традиционного «до свидания». Магауя Жунис-улы согласно кивнул.
Людмила ФЕФЕЛОВА
Фото Сергея Миронова и из семейного архива