Сегодня в Костанайском русском драматическом театре премьера – «Вышел ангел из тумана». Пьеса, которая не один год лежала на полке. О новой постановке накануне её премьеры мы поговорили с главным режиссером театра Александром ЛИОПОЙ.
Игра другого порядка
– Александр Александрович, «Вышел ангел из тумана» – пьеса не новая. Тема тоже: отцы и дети, любовь и равнодушие... Почему выбрали такой материл?
– Пьесу опубликовали в журнале «Современная драматургия», автор Петр Гладилин. И она меня сразу зацепила. Потом смотрю, по всей России ставить спектакль по этой пьесе стали. Нам пришлось повременить. Но мы не опоздали. Да, много пьес о семье, о нравственности. Но в этой... Темы сегодняшнего дня завязаны в такой клубок, противостояние, что глаза на лоб лезут. Даже на репетиции. Плюс прозрачность языка, острота и глубина мыслей. Игра другого порядка. Эту пьесу можно запросто назвать и мистической драмой.
– Такая драматургия для костанайского театра редкость...
– Это так, подобные спектакли ставим нечасто, поскольку мы областной репертуарный театр. Причем государственный. Должны работать для любой возрастной категории зрителей. Обязаны думать о том, чтобы в нашем зале было интересно буквально всем. И это, безусловно, правильная политика. Так что нередко бывает: есть интересная пьеса, но нужно с ней подождать. Так случилось и с пьесой «Вышел ангел из тумана».
– В спектакле задействованы актеры разных поколений?
– Да. И состав очень крепкий. В ролях – заслуженная артистка РК Антонина Олейникова, Александр Кузнецов, Анна Удесиани, Олег Смирнов, Виталий Одинец, Наталья Дедюх и другие. В итоге, на мой взгляд, получилось очень мощное воплощение материала на сцене. И по глубине, и по проникновению в образы, конфликты.
Нам нужен зритель
– Замечу, что подобные истории, конфликты, о которых новый спектакль, уж очень напоминают то, что в большом количестве показывают сегодня центральные ТВ каналы в своих ток-шоу. И с тестами ДНК на отцовство, и с проверками на детекторе лжи, со скандалами и драками... «Желтый» крен.
– Там все поверхностно. У нас гораздо глубже. Ставить понятные лишь узкому кругу зрителей спектакли? Закрыться в своем театре и говорить, что зритель нам не нужен? Да, так подходят к делу некоторые наши коллеги. Но у нас иная точка зрения.
Когда мы были в конце прошлого года на международном фестивале, кто-то из театроведов правильно заметил: «Странные люди эти некоторые режиссеры. Они ставят в подвале спектакли и для себя играют. Утверждают, что зритель до них не дорос. И даже гордятся этим. Так и хочется спросить: «Для чего ж вы тогда нужны? Для кого? Назовитесь тогда как-нибудь по-другому. Не театром».
Через искусство можно легко донести очень важные мысли. Для нас это главное. Причем доносить нужно не через чужеродное. Элементарный пример: наши дети растут на иностранных мультфильмах. Очень плохо. Даже страшно. Размывается наша национальная идентичность.
Пьеса «Вышел ангел из тумана» глубокая, философская. Автор заставляет задуматься. Спектакль притчевый. Но поскольку действие происходит здесь и сейчас, мы назвали его трагикомедией.
– Главный герой новой постановки – бомж из подземного перехода. Но с крыльями. Фанерными, тряпичными или настоящими. Вы готовы примерить эти крылья?
– Бомжи – люди, образно говоря, с обрезанными крыльями. Но они продолжают жить. С отцом Гавриилом, который в нашем спектакле выходит на сцену с крыльями, я себя не ассоциирую. Но, честно признаюсь, хотел сыграть его сам. Потом решил: пока повременю. Пусть крылья постепенно прорезаются. Тем более что две работы совместить сложно. Играющий тренер – дело непростое. Хотя, да, и еще раз, да, очень хочется сыграть. Ведь эта роль сродни Дон Кихоту, а борьба с ветряными мельницами всегда интересна актеру. Так что, возможно, крылышки примерю!
– Будем ждать.