«КН» побывали на не совсем обычном конкурсе красоты. Мисс Весну-2018 выбирали в костанайской колонии-поселении.
В доверии
Я был шокирован (не иначе). Какие классные голоса у девушек и парней! Они ловили кайф от того, что сейчас танцуют. А зрители выходили на сцену и зажигали со своими друзьями. Ну прям как родственники в кафе.
Нет, я не ошибся. Осужденные женщины и мужчины находятся на одной территории. Ведь колония-поселение – УК 161/11 – это почти свобода. В каком-то плане те, кто здесь находятся, даже свободнее нас. Потому что им нельзя пользоваться Интернетом и телефонами.
Таким осужденным оказывают большое доверие. Им разрешают выходить за территорию. Казалось бы, можно бежать. Но нет...
Детали
– Действительно, отличительная особенность нашей колонии-поселения в том, что осужденные могут свободно передвигаться, носить самую обычную гражданскую одежду, выезжать за пределы, чтобы работать, совершать покупки, – рассказывает заместитель начальника по воспитательно-политической работе Марат Нуркин. – Что касается трудоустройства, то сейчас с нами сотрудничают семь рабочих объектов Костаная.
Конечно, есть определенные условия. И нельзя сказать, что тех, кто здесь отбывает срок, вообще не охраняют. Работающие осужденные обязаны вернуться в колонию-поселение до 18 часов. Соответственно, после этого времени покидать территорию нельзя. Существует и распорядок, нарушать который тоже строго запрещается.
Костанайская колония-поселение построена больше 50 лет назад – в 1966 году. И сейчас относится к учреждениям минимальной безопасности. По приговору суда здесь никак не оказаться. Эта колония-поселение для тех, кто сначала попал в учреждения средней или максимальной безопасности, вел себя образцово и заслужил, скажем так, послабление.
Да, отбывающие здесь наказание осуждены за самые разные преступления. Но они смогли доказать, что раскаялись и готовы к новой жизни. И вот вдыхают запах свободы почти полностью.
Но большая часть общества не в курсе этих деталей. Поэтому, когда в прошлом году социальные сети облетела ориентировка о том, что из колонии-поселения сбежал осужденный, многие выражали большую тревогу.
На досуге
Важный человек в колонии – психолог Динара Мадиярова. В январе она прославилась на всю страну. Возможно, спасла жизнь девушке, которая за городом поссорилась со своим парнем. Вышла из автомобиля и решила пешком дойти до города. А на улице метель. Парень опомнился, стал искать девушку, звать на помощь. Крики услышала дежурившая в ту ночь в колонии-поселении Динара. В итоге всех нашли, обогрели и спасли. «Через пару недель звонила им. Говорят, всё хорошо», – рассказывает Динара.
Всё будет хорошо и у тех, кто отбывает срок в колонии-поселении, уверена Динара, которая проводит для нас экскурсию. Вот комната релаксации. Мягкий диван, камин... А потом мы идем в клуб. По пути футбольное поле, турники. В клубе – библиотека, актовый и спортивный залы.
Нас удивляют несколько бравых ребят. Глядя на них, складывается ощущение, что мы попали в фитнес-клуб. Говорить осужденные желанием не горят. Разве что коротко сказал Стас Чигаркин: «В сравнении с тем, где я был раньше, это небо и земля. Хочется начать новую жизнь».
Самое ценное
В колонии всё отлажено до мелочей. Осужденные поделены на отряды. У каждого отряда свое общежитие.
Около 180 человек находятся на территории колонии-поселения. В основном мужчины. Женщин меньше двадцати. Конечно же, случаются романы. Так что некоторые комнаты отданы парам, их называют семейными.
Чем запоминается общежитие в колонии? Оно очень чистое. Каждый ухаживает за своей комнатой, обустраивает ее на свой вкус. На стенах семейные портреты, открытки от детей. Тикают часы, с каждой секундой приближая час свободы.
В конкурсе красоты победила Жанара. Она, равно как и другие участницы, не захотела называть фамилию, погружаться в свою историю. Ведь совсем скоро она выйдет на свободу, где планирует начать новую жизнь.