Виктор СИВКОВ и его жена Любовь решились на эксперимент. В предпенсионном возрасте они развели в доме детский сад. Но подрастают в нем не Сережки и Иринки. Тоже дети, но – козлята.
Место – не главное
В гости к деткам (и хозяевам, конечно) мы приехали в их дачный домик. Правильнее сказать, в потребительский кооператив «Юбилейный». Это дачный массив, расположенный рядом с Костанайским дизельным заводом. Сейчас этот садовый район активно перестраивается в город, но у дяди Вити здесь – сельский островок. Где для взрослых коз – специально построенный сарай, а для безрогой малышни – не специально подогнанная под ясельки кухня. Вообще-то по специальности дядя Витя – военный водитель. В советское время была такая профессия – уметь управлять любым автотранспортом, будь то «КамАЗ» или «Жигули». Но Союз распался, специальность стала невостребованной.
– Я кем только не работал, чтобы выжить. У нас четверо детей, всех кормить нужно было, одевать и учить. Пробовал быть «челноком», не понравилось. Потом шапки меховые детские шил, – вспоминает Сивков. Так бы и маяться мужчине в поисках себя, да помог добрый случай – супруге на 55-летие преподнесли в подарок... козочку. И тут, как говорится, понеслось!
Благо, что у Сивковых всегда имелась дача. Они одни из первых стали обживать временное жилище как постоянное. У супругов есть квартира в центре Костаная, да только затянуло новое дело с головой, так и осели в дачном домике.
– Сейчас у нас окоты пошли. Когда мне в квартире-то жить? – машет Виктор рукой на наши вопросы. А сам показывает: проходите, мол, сами поглядите. И мы зашли.
Каково же было удивление, когда увидели такую картину: белые и черные козлята бегают под столом, двое спят в открытом обувном шкафу, еще часть – выясняют отношения на рожках. Точнее, на лбах (в таком раннем возрасте рога еще не выросли).
Не поцелуешь – не подоишь!
– Знакомьтесь, это Мишка, это Волчок, белый бочок, – малышня налетела на визитеров и начала яростно пробовать на вкус нашу обувь и одежду. – Это еще что! Вот их мамка – Апрелька – пока не поцелует меня, не даст подоить! И ведь поцеловать прямо в губы хочет! – смеется хозяин.
Подворье дяди Вити – это 35 голов козлиного стада. Он для них и отец родной, и мать, и акушер, и нянька. Говорит, что у всех коз – свой характер. Как правило, задиристый. Но хозяина стараются не обижать – знают, с чьих рук кушают.
– По отношению ко мне они – ангелочки. Но меж собой – постоянные соперники. Целый день задирают другу друга, дерутся. Иногда такой бой, думаешь, убьются. Но нет, все живы...
В общем, ведут себя подопечные, как и полагается детворе – озорничают, громко кричат и много прыгают. Сейчас в жизни всей этой малышни важный период: дядя Витя стал приучать молодняк к прикорму – к овсу и гороху. Но основным источником питания для них остается козье молоко. Доит своих восьмерых кормилиц хозяин сам. Каждого козленка кормит индивидуально, как говорится, от пуза – сколько надо малышу, столько он и съест. А как только достигают месячного возраста, переселяет из дома в сарай, в отдельный загон.
Сарай хитро устроен. Выкопал Сивков сначала большую яму. Вроде как подвал. А сверху сделал крышу. Получился сарай-землянка. А по ступенькам козам прыгать – одно удовольствие.
Дело прибыльное
Добрый дядя Витя. Сразу видно. Потому и подход к каждой животинке находит. Говорит, что самая первая коза – Светка – была сложная. Даже молоко не давала, если не хотела. Как будто краник перекрывала. Дочка ее – Дашка – так полюбила парное молоко из вымени, что, когда подросла, стала сама себя опустошать. Пришлось ей шить специальный чехол (считайте, бюстгальтер) на вымя, чтобы она свое молоко не высасывала. И смех, и грех, в общем. Это всё милости. У нашего дяди Вити в голове крутятся более серьезные вопросы:
– Вот вы мне скажите, почему рекламируют по телевизору разные йогурты? Они все с химией. Козье молоко – вот что надо рекламировать! Это очень ценный и полезный продукт. Не то по телевизору показывают, – сокрушается козовод. Он говорит, что его козы дают от двух до четырех литров молока в сутки. Сейчас все эти литры уходят на выкорм малышам. Но вскоре супруги снова смогут торговать продуктом, а заодно готовить масло и сыр.
Тем более что дело это прибыльное. Можно было бы и в больших масштабах работать, да только здоровья с годами не прибавляется. Сложно вдвоем справляться. Как говорит дядя Витя, на содержание поголовья много затрат не требуется. Козы в любое время года, в любом месте найдут себе пропитание. Едой служат даже прошлогодние листочки. Их хозяин сбивает с веток палкой, а козы идут следом и подбирают. Кроме этой еды, на всех питомцев в сутки уходит два ведра овса. Ну и сена немного.
– У нас часто берут козье молоко для новорожденных деток, если нет у мамы молока, – удивляет собеседник. – Козье молоко и про запас можно морозить. Мы так и делаем. Я читал в книгах, что даже замороженное молоко сохраняет все свои полезные свойства.
Хорошо, что есть у нас такие дяди Вити. На таких – добрых, трудолюбивых, настоящих – и держится, говорят, земля. И животина это чувствует...
Марина КОСТРОВА
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО